Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Кафедра педагогической антропологии
заочная форма обучения
г.Санкт-Петербург
2007
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыпедагогической антропологии
Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2007 г.
Заведующий кафедрой д.пед.н., профессор Гинецинский В.И. ________________________
Разработчики – ст.преподаватель Лик Н.В. _________________________
ст.преподаватель Раннала Н.В. _________________________
Рецензент- _________________________
Требования к уровню освоения знаний
В результате изучения данной дисциплины студент должен
знать:
· Основные научно-теоретические подходы к исследованию общения как социально-психологического явления.
· Основные этапы процесса общения и их психологические особенности.
· Основные понятия и категории связанные с процессами интеракции, коммуникации и перцепции.
· Основные механизмы влияния, противостояния влиянию и технологии эффективного взаимодействия в процессе восприятия партнеров по общению, самопрезентации и обмена информацией.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Теоретические основы анализа общения как социально-психологического феномена.
Тема 1.1.Общение как предмет социально-психологического исследования.
Проблема общения в психологических исследованиях, общение как междисциплинарная проблема. Историческая ретроспектива подходов к определению общения как психологического явления и процесса. Единство общения и деятельности. Общение и коммуникация. Общение и отражение. Структура общения. Роль общения в психическом развитии человека в фило- и онтогенезе. Общение людей в ХХ1 веке. Синдром дискоммуникации.
Тема 1.2. Структура общения.
Критерии классификации видов общения: по содержанию, по форме контактирования, по уровню, по степени взаимосоответствия, по результатам... Виды общения в зависимости от количества участников: автокоммуникация, межличностное общение, личностно-групповое общение, межгрупповое общение. Классификация видов общения в зависимости от целей коммуникатора: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное.
Средства общения (вербальные, невербальные). Общая характеристика вербальных и невербальных средств общения.
Соотношение понятий общение и коммуникация. Речь – важнейшее коммуникативное средство общения. Информационная, эмоционально-выразительная и регулятивная функции речи. Основные виды речевой деятельности: говорение, написание текстов, слушание, чтение. Речевые явления: литературный язык, разговорный язык, территориальный и социальные диалекты, жаргоны /слэнг, арго/. Психолингвистика и психосемантика.
Использование невербальных систем в коммуникации /подход НЛП/.
Тема 1.3. Процесс и функции межличностного и делового общения.
Общение как процесс субъект-субъектной деятельности: модель сознания субъекта коммуникации, структура субъективного опыта. Социальные, социально-психологические и всеобщие функции общения как формы человеческой деятельности (по Г.М. Андреевой, В.Н. Панферову, Б.Ф. Ломову). Определение понятия «социальная перцепция» в общей и социальной психологии. Основные направления исследования социальной перцепции. Генезис социальной перцепции.
Общение как взаимодействие собеседников друг с другом. Различные подходы к проблеме интеракций в современной психологии. Ролевое общение. Виды ролей. Ролевой «веер» личности. Методы развития ролевого репертуара личности.
Транзактный анализ общения и взаимодействия. Эго-состояния /Родитель-Ребенок-Взрослый/, влияющие на общение и взаимодействие собеседников.
Стадии общения (по Б.Ф. Ломову, В.Н. Панферову).
Модуль 2. Процесс общения как психологическая деятельность.
Тема 2.1. Перцептивная сторона межличностного и делового общения.
Закономерности формирования первого впечатления. Влияние личностных особенностей, психического состояния и деловой привлекательности человека-объекта на первичное восприятие. Механизмы восприятия: стереотипизация, идентификация, эмпатия, социально-психологическая рефлексия, каузальная атрибуция. Основные виды стереотипов, проявляющиеся в общении (эффект "ореола"): ошибки превосходства, привлекательности, отношения.
Тема 2.2.Самоподача субъектов взаимодействия в процессе межличностного и делового общения.
Самоподача - стадия проявления себя для партнера. Способы включения субъекта общения в поле внимания партнера: демонстрация эмоционально-эстетической, психологической, деловой привлекательности и готовности удовлетворить социально-психологические потребности партнера. Самоподача превосходства, отношения, актуального состояния, причин
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.