4. Факторы операционной деятельности.
Такие показатели, как:
а) Кадровая политика;
б) Организационная структура;
в) Логистика (складская, транспортная, общая система экономических отношений между контрагентами по созданию, производству и обращению товарной продукции) не является определяющими при обосновании стадии жизненного цикла организации, но выступают ключевыми факторами реализации функциональной стратегии на различных этапах ЖЦО.
Различают следующие подходы к анализу ЖЦО:
I. Экспертный анализ: позволяет с недостаточной точностью определять местоположение организации на этапах роста, зрелости или спада.
II. Анализ жизненного цикла на основе построения функций распределения плотности и динамики продаж (Самочкин В. Н.):
Рассмотрим жизненный цикл с использованием 4-х функций распределения плотности продаж: V1, V2, V3, V4.
На основе данного подхода автор построил жизненные циклы для различных видов промышленной продукции с использованием коэффициентов:
а – среднее квадратичное отклонение продаж;
в – плотность распределения поставок.
Изучил вероятность перехода от 1-ой стадии жизненного цикла к другой (интенсивность перехода для товаров с различной эластичностью спроса по цене), сформировал кривую (портфельно-продуктовой политики) и проанализировал возможности сокращения жизненных циклов при не стабильном спросе.
* Самочкин «Гибкое управление предприятием. Анализ и планирование» (М. – «Дело» - 1998)
Основой расчётов II-го подхода являются ретроспективные данные (периоды продаж и объёмы продаж прошлых периодов). При этом для построения графика ЖЦ использовались соответствующие значения (временные и объёмы продаж) у продуктов одной товарной группы, которые находились на различных этапах развития. Этот метод позволяет достаточно точно определить:
а) Линию жизненного цикла конкретного вида товаров (товарная группа);
б) Проанализировать интенсивность смены стадий ЖЦТ;
в) Определить местоположение товара и стратегии продуктовой политики (при использовании «портфеля инвестиций» для конкретного отрезка времени);
г) Оценить реальные факторы снижения ЖЦТ.
Недостатки подхода:
1. Сложность вычислений;
2. В исходных данных должны быть заданы временные промежутки роста, падения и стабильности продаж, что требует дополнительных исследований. Если компания работает на рынке длительный период, информационная база по определению ЖЦТ может быть сформирована по результатам продаж товаров – заменителей.
Для инновационных товаров при планировании стадий жизненного цикла может быть использована Модель планирования ёмкости рынка.
III. Основан на анализе конкурентоспособности и структуры продаж в течении как min 2x периодов времени.
Информационная база:
1. Структура товарной номенклатуры.
2. Выручка от реализации в t1 и t2.
Этапы (технология).
1. Определение абсолютного отклонения
2. Определение средней величины отклонения ВР:
, где
– средняя величина отклонения;
n – число элементов товарной номенклатуры.
3. Определение среднеквадратичного отклонения:
В практике экономического анализа трактовка величины затруднительна. Поэтому используется величина
Для функции нормального распределения плотности продаж:
- основание определения принадлежности товара к конкретной стадии жизненного цикла:
1. Стадия роста: существуещее место, if
2. Стадия зрелости: ; ;
3. Стадия спада:
Особенность данного метода:
· Не анализирует местоположение товаров на стадии от 0 – t1 (предпроизводственная стадия);
· Не создаёт картины принадлежности к конкретной стадии ЖЦО, а также о портфеле продуктовой политики, т.е. данный метод, применим для предприятия-производителя или поставщика одной продуктовой группы товаров (не изучается вопрос диверсификации производства);
· Информационной основой анализа является динамика выручки от реализации, что не даёт возможности сопоставления выручки абсолютного отклонения с показателями финансовой и операционной деятельности, которые являются также определяющими при анализе ЖЦО. В условиях применения данной технологии для комплексного анализа ЖЦО используется не абсолютная величина , а индекс отклонения, т.е. темп роста ВР.
IV. Комплексная модель определения стадий ЖЦО: основана на применении операционных, маркетинговых, финансовых и инвестиционных факторов, комплекс которых обосновывается по следующим признакам:
1. Тип производства и экономические показатели деятельности (1 или многопродуктовое производство, ресурсоёмкость, фондоёмкость операционный рынок деятельности).
2. Маркетинговые стратегии инновационной политики или политика производства/реализации товаров освоенных на рынке.
3. Тип организационной структуры и финансовая самостоятельность предприятия.
Имеется некоторая базовая модель определения стадий ЖЦО, основанная на динамичном анализе следующих показателей:
· Структура продаж;
· Показатели инвестиционной привлекательности (рентабельность и оборачиваемость активов);
· Финансовые показатели (рентабельность собственного капиталовложения, рентабельность продаж, платёжёспособность предприятия (нормативный подход, основанный на использовании коэффициента текущей ликвидности 0));
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.