Привод механический

Страницы работы

Фрагмент текста работы

горизонтальные составляющие реакций в подшипниках, Н; МВ изгибающий момент в вертикальной плоскости, Нм; МГ изгибающий момент в горизонтальной плоскости, Нм; МЕ суммарный изгибающий момент, Нм; Т крутящий момент, Нм.

Рис. 4.2

IIучасток 0 £ х £ 51 мм

        По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МВ в вертикальной плоскости (рис.4.2).

4) Определим реакции в опорах в горизонтальной плоскости R и R. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.

Относительно точки А

Относительно точки Б

        5) Определим значения изгибающих моментов в горизонтальной плоскости.

Iучасток 0 £ х £ 155 мм

II участок 0£ х £ 51 мм

По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МГ в горизонтальной плоскости (рис.4.2)

        6) Определяем значения суммарных изгибающих моментов.

        Суммарный изгибающий момент в сечении х определяем по формуле

        Вычисляем значения МЕ на границах участков

Iучасток:               

II участок:                

        По этим значениям моментов строим эпюру суммарных изгибающих

моментов МЕ, действующих на вал (рис. 4.2).

        7) Строим эпюру действующего на вал вращающего момента Т (рис. 4.2).

        8) Определяем полные реакции в подшипниковых опорах 1 и 2

4.3. Расчёт сил и моментов, действующих на промежуточный вал

На рис.4.3 приведена расчётная схема для определения сил и моментов, действующих на промежуточный вал.

Силы Ft2 , Fr2 , Fa2 берём из результатов расчёта быстроходной зубчатой передачи см. п. 2.2.3

;

;

Силы Ft3 , Fr3 , берём из результатов расчёта тихоходной зубчатой передачи см. п. 2.2.3

;

.

        Расстояния принимаем равными l3 = 77 мм, l4 = 80 мм, l5 = 52 мм..

        1) Определим предварительно момент М2 от силы Fa2

,

где   d2 делительный диаметр косозубого колеса быстроходной зубчатой передачи, мм; d2 = 298 мм.

2) Определим реакции в опорах в вертикальной плоскости R и R. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.

Относительно точки А

Относительно точки Б

3) Определим значения изгибающих моментов в вертикальной плоскости. Для этого вал условно разделим на три участка (I, II, III).


l3 расстояние между прямозубой шестернёй и подшипником 3, мм; l4 расстояние между прямозубой шестернёй и косозубым колесом, мм; l5 расстояние между косозубым колесом и подшипником 4, мм; Ft2 окружная сила, действующая на косозубое колесо, Н; Fr2 радиальная сила, действующая на косозубое колесо, Н; Fa2 осевая сила, действующая на косозубое колесо, Н; Ft3 -окружная сила, действующая на прямозубую шестерню, Н; Fr3 радиальная сила, действующая на прямозубую шестерню, Н; R3реакция в подшипнике 3, Н; R4 реакция в подшипнике 4, Н; R3B, R4B вертикальные составляющие реакций в подшипниках, Н;

R, R - горизонтальные составляющие реакций в подшипниках, Н; МВ изгибающий момент в вертикальной плоскости, Нм; МГ изгибающий момент в горизонтальной плоскости, Нм; МЕ суммарный изгибающий момент, Нм; Т крутящий момент, Нм.

Рис. 4.3

Iучасток 0 £ х £ 77 мм

II участок 0£ х £ 80 мм

III участок 0£ х £ 52 мм

        По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МВ в вертикальной плоскости (рис.4.3).

4) Определим реакции в опорах в горизонтальной плоскости R и R. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.

Относительно точки А

Относительно точки Б

        5) Определим значения изгибающих моментов в горизонтальной плоскости.

I участок 0 £ х £ 77 мм

II участок 0£ х £ 80 мм

III участок 0£ х £ 52 мм

По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МГ в горизонтальной плоскости (рис.4.3)

        6) Определяем значения суммарных изгибающих моментов.

        Суммарный изгибающий момент в сечении х определяем по формуле

        Вычисляем значения МЕ на границах участков

I участок:                  

II участок:                  

III участок:                 

        По этим значениям моментов строим эпюру суммарных изгибающих моментов МЕ, действующих на вал (рис. 4.3).

        7) Строим эпюру действующего на вал вращающего момента Т (рис. 4.3).

        8) Определяем полные реакции в подшипниковых опорах 3 и 4

4.4. Расчёт сил и моментов, действующих на тихоходный вал

На рис.4.4 приведена расчётная схема для определения сил и моментов, действующих на тихоходный вал.

Силы Ft4 , Fr4 берём из результатов расчёта тихоходной зубчатой передачи см. п. 2.2.3

;

;

        Расстояния принимаем равными l6 = 81 мм, l7 = 136 мм, l8 = 126 мм..

        1) Определим предварительно момент ММ , возникающий при работе компенсирующей муфты

принимаем ММ = 180 Нм.

        Сила FМ , возникающая при работе компенсирующей муфты

где   lM расстояние между зубчатыми венцами муфты, мм; lМ = 75 мм.

Принимаем FM = 3200 Н.



l6 расстояние между прямозубым колесом и подшипником 5, мм; l7 расстояние между прямозубым колесом и подшипником 6, мм; l8 расстояние между подшипником 6 и муфтой, мм; Ft4 окружная сила, действующая на прямозубое колесо, Н; Fr4 радиальная сила, действующая на прямозубое колесо, Н; R5реакция в подшипнике 5, Н; R6 реакция в подшипнике 6, Н; R5B, R6B вертикальные составляющие реакций в подшипниках, Н; R, R - горизонтальные составляющие реакций в подшипниках, Н; FM сила, возникающая при работе компенсирующей муфты, Н; ММ момент, возникающий при работе компенсирующей муфты, Нм; МВ изгибающий момент в вертикальной плоскости, Нм; МГ изгибающий момент в горизонтальной плоскости, Нм; МЕ суммарный изгибающий момент, Нм; Т крутящий момент, Нм.

Рис. 4.4


2) Определим реакции в опорах в вертикальной плоскости R и R. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.

Относительно точки А

Относительно точки Б

3) Определим значения изгибающих моментов в вертикальной плоскости. Для этого вал условно разделим на три участка (I, II, III).

I участок 0£ х £ 81 мм

II участок 0£ х £ 136 мм

III участок 0£ х £ 126 мм

        По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МВ в вертикальной плоскости (рис.4.4).

4) Определим реакции в опорах в горизонтальной плоскости R и R. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.

Относительно точки А

Относительно точки Б

        5) Определим значения изгибающих моментов в горизонтальной плоскости.

I участок 0 £ х £ 81 мм

II участок 0£ х £ 136 мм

III участок 0£ х £ 126 мм

По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МГ в горизонтальной плоскости (рис.4.4)

        6) Определяем значения суммарных изгибающих моментов.

        Суммарный изгибающий момент в сечении х определяем по формуле

        Вычисляем значения МЕ на границах участков

I участок:                 

II участок:                  

III участок:                

        По этим значениям моментов строим эпюру суммарных изгибающих моментов МЕ, действующих на вал (рис. 4.4).

        7) Строим эпюру действующего на вал вращающего момента Т (рис. 4.4).

        8) Определяем полные реакции в подшипниковых опорах 5 и 6


5. Проектирование подшипниковых узлов


        Задачами раздела являются:

выбор подшипников качения для всех валов редуктора;

описание основ методики проверочного расчёта подшипников качения;

заполнение бланков исходных данных для расчёта на ЭВМ;

анализ результатов расчёта.

5.1. Выбор подшипников качения

По конструктивным соображениям выбираем следующие подшипники:

для быстроходного вала:

- Подшипник 46207 ГОСТ 831-75, 2 шт.

для промежуточного вала:

- Подшипник 46209 ГОСТ 831-75, 2 шт.

для тихоходного вала:

- Подшипник 213 ГОСТ 8338-75, 2 шт.

        5.2. Основы методики расчёта

        Методику расчёта рассмотрим на примере радиально-упорных подшипников.

    Исходные данные:

1) Вал установлен на двух подшипниках шариковых радиально- упорных лёгкой серии 46207 (ГОСТ 831-75). Схема приведена на рис. 5.1

Рис. 5.1

2) Радиальные реакции

;

значения этих сил приведены в разделе 4.

3) Внешняя осевая сила FZ

;

значение силы приведено в п.2.2.3.

4) Частота вращения n

n = … об/мин;

значение см. раздел 1.

        5) Динамическая грузоподъёмность С

С = … Н;

        значение величины берётся из справочника (9).

        6) Требуемый ресурс работы подшипника

[Lh] = ... часов;

        значение этой величины берётся из технического задания.

Условие работоспособности подшипников

,

где   Lh расчётный ресурс, часы;

        [Lh] требуемый ресурс, часы.

        Расчётный ресурс определяется из выражения

,

где   Р приведённая нагрузка, Н;

m коэффициент; для шариковых подшипников m = 3.

        Приведённую нагрузку определяют из выражения

,

где   Х коэффициент, учитывающий радиальную нагрузку;

Y коэффициент, учитывающий осевую нагрузку;

        кб коэффициент безопасности;

        кт температурный коэффициент, учитывает температурные условия, в которых работает подшипник;

V коэффициент вращения;.

        Расчётная схема нагружения подшипника приведена на рис. 5.2

А и Б подшипники; FrA, FrБ радиальные составляющие нагрузки подшипников, Н;SA, SБ осевые составляющие нагрузки

подшипников, вызванные действием радиальных

нагрузок, Н; FZ внешняя осевая сила, Н.

Рис. 5.2

Определяют осевые составляющие нагрузки подшипников SA и SБ

 

        Определяют полные осевые нагрузки FaA, FаБ действующие на подшипники.

        Для этого рассмотривают условия

  Далее определяют коэффициенты X и Y, Для этого рассматриваются условия:

 > е

или

 < е

         По справочнику для подшипника в опоре А определяют коэффициенты:

XА = …

YА = …

Теперь определяют коэффициенты X и Y для подшипника Б. Для этого рассматривают условия:

 > е

или

 < е

По справочнику для подшипника в опоре Б:

XБ = …

YБ = …

        Определяют приведённую нагрузку подшипников

Н

Н,

        Определяют ресурс наиболее нагруженного подшипника (предположим это подшипник А)

Проверяют условие работоспособности подшипников

Lh³ [Lh].

Условие работоспособности подшипников выполняется, если

Lh = …> [Lh] = …

        5.3. Исходные данные для расчёта на ЭВМ

        Исходные данные для расчёта подшипников редуктора представлены в табл.5.1.


Таблица 5.1

Исходные данные для расчёта подшипников качения

Вал

Условное обозначение подшипников

Ресурс

Режим нагружения

Коэффициент безопасности

Частота вращения вала

Схема нагружения и силы

L

n

часы

об/мин

Б

46207

5500

10

1,3

578

R = 877Н

R’’ = 2406 Н

А = 1093 Н

Пр

46209

120

R = 6829Н

R’’ = 5575 Н

А = 1093 Н

Т

213

40

R = 8499Н

R’’ = 2841 Н

Во всех случаях относительно нагрузки вращается внутреннее кольцо подшипника.

        5.4. Результаты расчёта

ПРОВЕРОЧНЫЙ  РАСЧЕТ  ПОДШИПНИКОВ

Быстроходный вал

ТРЕБУЕМЫЙ РЕСУРС  5500 ч                КОЭФФИЦИЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ  1.30

РЕЖИМ НАГРУЖЕНИЯ типовая циклограмма нагружения N10  КОЭФФ.ПЕРЕГР.2.00

ОПОРЫ ВАЛА: две фиксирующие в одном осевом направлении / враспор /

относительно нагрузки вращается  внутреннее  кольцо подшипника

ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ВАЛА    578.0 об./мин.   ВНЕШНЯЯ ОСЕВАЯ СИЛА   1093 Н

Опора 1 препятствует перемещению вала под действием внешн. осевой силы

Опора                                                                                                      1         2

Подшипник                                                                                        46207     46207

Радиальная реакция, Н                                                                      877         2406

Максимальная осевая реакция, Н                                                    5458       3272

Статическая грузоподъемность, Н                                                  16400     16400

Эквивалентная статическая нагрузка, Н                                         2897       4812

Ресурс при вероятности безотказной работы 0.9, ч                      12600     18400

Вероятность безотказной работы при заданном ресурсе              0.970      0.983

 


ПРОВЕРОЧНЫЙ  РАСЧЕТ  ПОДШИПНИКОВ

Промежуточный вал

ТРЕБУЕМЫЙ РЕСУРС  5500 ч                КОЭФФИЦИЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ  1.30

РЕЖИМ НАГРУЖЕНИЯ типовая циклограмма нагружения N10  КОЭФФ.ПЕРЕГР.2.00

ОПОРЫ ВАЛА: две фиксирующие в одном осевом направлении / враспор /

относительно нагрузки вращается  внутреннее  кольцо подшипника

ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ВАЛА    120.0 об./мин.   ВНЕШНЯЯ ОСЕВАЯ СИЛА   1093 Н

Опора 1 препятствует перемещению вала под действием внешн. осевой силы

Опора                                                                                                   1         2

Подшипник                                                                                     46209     46209

Радиальная реакция, Н                                                                   6829       5575

Максимальная осевая реакция, Н                                                 9768       7582

Статическая грузоподъемность, Н                                               23100     23100

Эквивалентная статическая нагрузка, Н                                     13658     11150

Ресурс при вероятности безотказной работы 0.9, ч                    8410      16900

Вероятность безотказной работы при заданном ресурсе           0.946     0.981

ПРОВЕРОЧНЫЙ  РАСЧЕТ  ПОДШИПНИКОВ

Тихоходный вал

ТРЕБУЕМЫЙ РЕСУРС  5500 ч                КОЭФФИЦИЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ  1.30

РЕЖИМ НАГРУЖЕНИЯ типовая циклограмма нагружения N10  КОЭФФ.ПЕРЕГР.2.00

ОПОРЫ ВАЛА: плавающие относительно нагрузки вращается  внутреннее  кольцо подшипника

ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ВАЛА     40.0 об./мин.   ВНЕШНЯЯ ОСЕВАЯ СИЛА      0 Н

Опора                                                                                                  1             2

Подшипник                                                                                        213         213

Радиальная реакция, Н                                                                      8499       2841

Максимальная осевая реакция, Н                                                    0             0

Статическая грузоподъемность, Н                                                  34000     34000

Эквивалентная статическая нагрузка, Н                                         16998     5682

Ресурс при вероятности безотказной работы 0.9, ч                       43400    100000

Вероятность безотказной работы при заданном ресурсе              0.995     0.999

        Из результатов расчёта видим, что условие работоспособности выполняется для всех подшипников на каждом валу.


6. Проверочный расчёт шпоночных соединений


        Задачей раздела является оценка прочности шпоночных соединений. Оценку будем проводить из условий на смятие и на срез шпонки.

Расчётная схема для проверочного расчёта приведена на рис. 6.1

 

 
аа опасное сечение на смятие шпонки; б-б опасное сечение на срез шпонки;l длина шпонки, мм; Т вращающий момент, Нм; Fш силы, действующие на шпонку со стороны колеса, Н; b ширина шпонки, мм;

h высота шпонки, мм;t1 глубина паза вала, мм;

d диаметр вала, мм.

Рис. 6.1

        Выполним проверочный расчёт на смятие узкой грани шпонки в сечении а-а (рис.6.1). Условие отсутствия смятия шпонки под косозубым колесом на промежуточном валу

,

где   sсм действующее напряжение смятия, МПа;

        [sсм] допустимое напряжение смятия, МПа;

,

где   F сила, действующая на шпонку со стороны косозубого колеса, Н;

        Асм площадь опасного сечения на смятие, мм2;

,

где   Т вращающий момент на валу, Нм; Т = 413 Нм;

d диаметр вала, мм; d = 50 мм;

,

где   h высота шпонки, мм; h = 10 мм;

t1 глубина паза вала, мм; t1 = 6 мм;

l длина шпонки, мм; l = 45 мм;

b ширина шпонки, мм; b = 16 мм.

Таким образом,

        Принимаем [sсм] = 160 МПа.

        Проверяем условие смятия

.

        Условие выполнено.

        Выполним проверочный расчёт на отсутствие среза шпонки в сечении б-б (рис. 6.1), под косозубым колесом на промежуточном валу

,

где   tср действующее напряжение среза, МПа;

        [tср] допустимое напряжение среза, МПа;

,

где   Аср площадь опасного сечения среза, мм2;

        Допустимое напряжение среза определяем из условия

        Проверяем условие среза

        Условие выполнено.

        Выполним проверочный расчёт на смятие узкой грани шпонки в сечении а-а (рис.6.1), для шпонки под прямозубой шестернёй на промежуточном валу

,

где   sсм действующее напряжение смятия, МПа;

        [sсм] допустимое напряжение смятия, МПа;

,

где   F сила, действующая на шпонку со стороны шестерни, Н;

        Асм площадь опасного сечения на смятие, мм2;

,

где   Т вращающий момент на валу, Нм; Т = 413 Нм;

d диаметр вала, мм; d = 50 мм;

,

где   h высота шпонки, мм; h = 10 мм;

t1 глубина паза вала, мм; t1 = 6 мм;

l длина шпонки, мм; l = 85 мм;

b ширина шпонки, мм; b = 16 мм.

Таким образом,

        Проверяем условие смятия

.

        Условие выполнено.

        Выполним проверочный расчёт на отсутствие среза шпонки в сечении б-б (рис. 6.1), под прямозубой шестернёй на промежуточном валу

,

,

        Допустимое напряжение среза определяем из условия

        Проверяем условие среза

        Условие выполнено.

Выполним проверочный расчёт на смятие узкой грани шпонки в сечении а-а (рис.6.1), для шпонки под прямозубым колесом на тихоходном валу

,

,

где   F сила, действующая на шпонку со стороны прямозубого колеса, Н;

        Асм площадь опасного сечения на смятие, мм2;

,

где   Т вращающий момент на валу, Нм; Т = 1200 Нм;

d диаметр вала, мм; d = 70 мм;

,

где   h высота шпонки, мм; h = 12 мм;

t1 глубина паза вала, мм; t1 = 7,5 мм;

l длина шпонки, мм; l = 85 мм;

b ширина шпонки, мм; b = 20 мм.

Таким образом,

        Проверяем условие смятия

.

        Условие выполнено.

        Выполним проверочный расчёт на отсутствие среза шпонки в сечении б-б (рис. 6.1), под прямозубым колесом на тихоходном валу

,

,

        Допустимое напряжение среза определяем из условия

        Проверяем условие среза

        Условие выполнено.

        Выполним проверочный расчёт на смятие узкой грани шпонки в сечении а-а (рис.6.1), для шпонки под муфтой

,

,

где   F сила, действующая на шпонку со стороны муфты, Н;

,

где   Т вращающий момент на валу, Нм; Т = 1200 Нм;

d диаметр вала, мм; d = 56 мм;

,

где   h высота шпонки, мм; h = 12 мм;

t1 глубина паза вала, мм; t1 = 7,5 мм;

l длина шпонки, мм; l = 95 мм;

b ширина шпонки, мм; b = 20 мм.

Таким образом,

        Проверяем условие смятия

.

        Условие выполнено.

        Выполним проверочный расчёт на отсутствие среза шпонки в сечении б-б (рис. 6.1), под шестернёй

,

,

        Допустимое напряжение среза определяем из условия

        Проверяем условие среза

        Условие выполнено.

Результаты расчёта сведём в табл. 6.1

Таблица 6.1

Результаты расчёта

Соединение

bxhxl, мм

scм, МПа

[scм], МПа

tср, МПа

[tср], МПа

Под косозубым колесом

16х10х45

142

160

23

96

Под прямозубой шестернёй

16х10х85

60

12

Под прямозубым колесом

20х12х85

117

20

Под муфтой

20х12х95

127

23


7. Проверочный расчёт валов в опасных сечениях


  Будем проверять опасные сечения и сечения, в которых имеется концентрация напряжений. При проверке определяется расчетный коэффициент запаса прочности S и сопоставляется с допускаемым [S].

Ограничимся проверкой промежуточного вала, так как на нём установлено зубчатое колесо и шестерня. Исходными данными для расчётов являются: конструкция вала и эпюры действующих на вал изгибающих и вращающего моментов, представленные

Похожие материалы

Информация о работе