горизонтальные составляющие реакций в подшипниках, Н; МВ – изгибающий момент в вертикальной плоскости, Нм; МГ – изгибающий момент в горизонтальной плоскости, Нм; МЕ – суммарный изгибающий момент, Нм; Т – крутящий момент, Нм.
Рис. 4.2
IIучасток 0 £ х £ 51 мм
По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МВ в вертикальной плоскости (рис.4.2).
4) Определим реакции в опорах в горизонтальной плоскости R1Г и R2Г. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.
Относительно точки А
Относительно точки Б
5) Определим значения изгибающих моментов в горизонтальной плоскости.
Iучасток 0 £ х £ 155 мм
II участок 0£ х £ 51 мм
По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МГ в горизонтальной плоскости (рис.4.2)
6) Определяем значения суммарных изгибающих моментов.
Суммарный изгибающий момент в сечении х определяем по формуле
Вычисляем значения МЕ на границах участков
Iучасток:
II участок:
По этим значениям моментов строим эпюру суммарных изгибающих
моментов МЕ, действующих на вал (рис. 4.2).
7) Строим эпюру действующего на вал вращающего момента Т (рис. 4.2).
8) Определяем полные реакции в подшипниковых опорах 1 и 2
4.3. Расчёт сил и моментов, действующих на промежуточный вал
На рис.4.3 приведена расчётная схема для определения сил и моментов, действующих на промежуточный вал.
Силы Ft2 , Fr2 , Fa2 берём из результатов расчёта быстроходной зубчатой передачи см. п. 2.2.3
;
;
Силы Ft3 , Fr3 , берём из результатов расчёта тихоходной зубчатой передачи см. п. 2.2.3
;
.
Расстояния принимаем равными l3 = 77 мм, l4 = 80 мм, l5 = 52 мм..
1) Определим предварительно момент М2 от силы Fa2
,
где d2– делительный диаметр косозубого колеса быстроходной зубчатой передачи, мм; d2 = 298 мм.
2) Определим реакции в опорах в вертикальной плоскости R3В и R4В. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.
Относительно точки А
Относительно точки Б
3) Определим значения изгибающих моментов в вертикальной плоскости. Для этого вал условно разделим на три участка (I, II, III).
l3– расстояние между прямозубой шестернёй и подшипником 3, мм; l4– расстояние между прямозубой шестернёй и косозубым колесом, мм; l5– расстояние между косозубым колесом и подшипником 4, мм; Ft2– окружная сила, действующая на косозубое колесо, Н; Fr2– радиальная сила, действующая на косозубое колесо, Н; Fa2– осевая сила, действующая на косозубое колесо, Н; Ft3 -окружная сила, действующая на прямозубую шестерню, Н; Fr3– радиальная сила, действующая на прямозубую шестерню, Н; R3–реакция в подшипнике 3, Н; R4– реакция в подшипнике 4, Н; R3B, R4B– вертикальные составляющие реакций в подшипниках, Н;
R3Г, R4Г - горизонтальные составляющие реакций в подшипниках, Н; МВ – изгибающий момент в вертикальной плоскости, Нм; МГ – изгибающий момент в горизонтальной плоскости, Нм; МЕ – суммарный изгибающий момент, Нм; Т – крутящий момент, Нм.
Рис. 4.3
Iучасток 0 £ х £ 77 мм
II участок 0£ х £ 80 мм
III участок 0£ х £ 52 мм
По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МВ в вертикальной плоскости (рис.4.3).
4) Определим реакции в опорах в горизонтальной плоскости R3Г и R4Г. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.
Относительно точки А
Относительно точки Б
5) Определим значения изгибающих моментов в горизонтальной плоскости.
I участок 0 £ х £ 77 мм
II участок 0£ х £ 80 мм
III участок 0£ х £ 52 мм
По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МГ в горизонтальной плоскости (рис.4.3)
6) Определяем значения суммарных изгибающих моментов.
Суммарный изгибающий момент в сечении х определяем по формуле
Вычисляем значения МЕ на границах участков
I участок:
II участок:
III участок:
По этим значениям моментов строим эпюру суммарных изгибающих моментов МЕ, действующих на вал (рис. 4.3).
7) Строим эпюру действующего на вал вращающего момента Т (рис. 4.3).
8) Определяем полные реакции в подшипниковых опорах 3 и 4
4.4. Расчёт сил и моментов, действующих на тихоходный вал
На рис.4.4 приведена расчётная схема для определения сил и моментов, действующих на тихоходный вал.
Силы Ft4 , Fr4 берём из результатов расчёта тихоходной зубчатой передачи см. п. 2.2.3
;
;
Расстояния принимаем равными l6 = 81 мм, l7 = 136 мм, l8 = 126 мм..
1) Определим предварительно момент ММ , возникающий при работе компенсирующей муфты
принимаем ММ = 180 Нм.
Сила FМ , возникающая при работе компенсирующей муфты
где lM– расстояние между зубчатыми венцами муфты, мм; lМ = 75 мм.
Принимаем FM = 3200 Н.
l6– расстояние между прямозубым колесом и подшипником 5, мм; l7– расстояние между прямозубым колесом и подшипником 6, мм; l8– расстояние между подшипником 6 и муфтой, мм; Ft4– окружная сила, действующая на прямозубое колесо, Н; Fr4– радиальная сила, действующая на прямозубое колесо, Н; R5–реакция в подшипнике 5, Н; R6– реакция в подшипнике 6, Н; R5B, R6B– вертикальные составляющие реакций в подшипниках, Н; R5Г, R6Г - горизонтальные составляющие реакций в подшипниках, Н; FM– сила, возникающая при работе компенсирующей муфты, Н; ММ – момент, возникающий при работе компенсирующей муфты, Нм; МВ – изгибающий момент в вертикальной плоскости, Нм; МГ – изгибающий момент в горизонтальной плоскости, Нм; МЕ – суммарный изгибающий момент, Нм; Т – крутящий момент, Нм.
Рис. 4.4
2) Определим реакции в опорах в вертикальной плоскости R5В и R6В. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.
Относительно точки А
Относительно точки Б
3) Определим значения изгибающих моментов в вертикальной плоскости. Для этого вал условно разделим на три участка (I, II, III).
I участок 0£ х £ 81 мм
II участок 0£ х £ 136 мм
III участок 0£ х £ 126 мм
По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МВ в вертикальной плоскости (рис.4.4).
4) Определим реакции в опорах в горизонтальной плоскости R5Г и R6Г. Из условия равновесия вала сумма моментов всех сил относительно какой- либо точки равна нулю.
Относительно точки А
Относительно точки Б
5) Определим значения изгибающих моментов в горизонтальной плоскости.
I участок 0 £ х £ 81 мм
II участок 0£ х £ 136 мм
III участок 0£ х £ 126 мм
По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов МГ в горизонтальной плоскости (рис.4.4)
6) Определяем значения суммарных изгибающих моментов.
Суммарный изгибающий момент в сечении х определяем по формуле
Вычисляем значения МЕ на границах участков
I участок:
II участок:
III участок:
По этим значениям моментов строим эпюру суммарных изгибающих моментов МЕ, действующих на вал (рис. 4.4).
7) Строим эпюру действующего на вал вращающего момента Т (рис. 4.4).
8) Определяем полные реакции в подшипниковых опорах 5 и 6
5. Проектирование подшипниковых узлов
Задачами раздела являются:
- выбор подшипников качения для всех валов редуктора;
- описание основ методики проверочного расчёта подшипников качения;
- заполнение бланков исходных данных для расчёта на ЭВМ;
- анализ результатов расчёта.
5.1. Выбор подшипников качения
По конструктивным соображениям выбираем следующие подшипники:
для быстроходного вала:
- Подшипник 46207 ГОСТ 831-75, 2 шт.
для промежуточного вала:
- Подшипник 46209 ГОСТ 831-75, 2 шт.
для тихоходного вала:
- Подшипник 213 ГОСТ 8338-75, 2 шт.
5.2. Основы методики расчёта
Методику расчёта рассмотрим на примере радиально-упорных подшипников.
Исходные данные:
1) Вал установлен на двух подшипниках шариковых радиально- упорных лёгкой серии 46207 (ГОСТ 831-75). Схема приведена на рис. 5.1
Рис. 5.1
2) Радиальные реакции
;
значения этих сил приведены в разделе 4.
3) Внешняя осевая сила FZ
;
значение силы приведено в п.2.2.3.
4) Частота вращения n
n = … об/мин;
значение см. раздел 1.
5) Динамическая грузоподъёмность С
С = … Н;
значение величины берётся из справочника (9).
6) Требуемый ресурс работы подшипника
[Lh] = ... часов;
значение этой величины берётся из технического задания.
Условие работоспособности подшипников
,
где Lh– расчётный ресурс, часы;
[Lh] – требуемый ресурс, часы.
Расчётный ресурс определяется из выражения
,
где Р – приведённая нагрузка, Н;
m– коэффициент; для шариковых подшипников m = 3.
Приведённую нагрузку определяют из выражения
,
где Х – коэффициент, учитывающий радиальную нагрузку;
Y– коэффициент, учитывающий осевую нагрузку;
кб – коэффициент безопасности;
кт – температурный коэффициент, учитывает температурные условия, в которых работает подшипник;
V– коэффициент вращения;.
Расчётная схема нагружения подшипника приведена на рис. 5.2
А и Б – подшипники; FrA, FrБ– радиальные составляющие нагрузки подшипников, Н;SA, SБ– осевые составляющие нагрузки
подшипников, вызванные действием радиальных
нагрузок, Н; FZ– внешняя осевая сила, Н.
Рис. 5.2
Определяют осевые составляющие нагрузки подшипников SA и SБ
Определяют полные осевые нагрузки FaA, FаБ действующие на подшипники.
Для этого рассмотривают условия
Далее определяют коэффициенты X и Y, Для этого рассматриваются условия:
> е
или
< е
По справочнику для подшипника в опоре А определяют коэффициенты:
XА = …
YА = …
Теперь определяют коэффициенты X и Y для подшипника Б. Для этого рассматривают условия:
> е
или
< е
По справочнику для подшипника в опоре Б:
XБ = …
YБ = …
Определяют приведённую нагрузку подшипников
Н
Н,
Определяют ресурс наиболее нагруженного подшипника (предположим это подшипник А)
Проверяют условие работоспособности подшипников
Lh³ [Lh].
Условие работоспособности подшипников выполняется, если
Lh = …> [Lh] = …
5.3. Исходные данные для расчёта на ЭВМ
Исходные данные для расчёта подшипников редуктора представлены в табл.5.1.
Таблица 5.1
Исходные данные для расчёта подшипников качения
Вал |
Условное обозначение подшипников |
Ресурс |
Режим нагружения |
Коэффициент безопасности |
Частота вращения вала |
Схема нагружения и силы |
L |
n |
|||||
часы |
об/мин |
|||||
Б |
46207 |
5500 |
10 |
1,3 |
578 |
R’ = 877Н R’’ = 2406 Н А = 1093 Н |
Пр |
46209 |
120 |
R’ = 6829Н R’’ = 5575 Н А = 1093 Н |
|||
Т |
213 |
40 |
R’ = 8499Н R’’ = 2841 Н |
Во всех случаях относительно нагрузки вращается внутреннее кольцо подшипника.
5.4. Результаты расчёта
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ
Быстроходный вал
ТРЕБУЕМЫЙ РЕСУРС 5500 ч КОЭФФИЦИЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ 1.30
РЕЖИМ НАГРУЖЕНИЯ типовая циклограмма нагружения N10 КОЭФФ.ПЕРЕГР.2.00
ОПОРЫ ВАЛА: две фиксирующие в одном осевом направлении / враспор /
относительно нагрузки вращается внутреннее кольцо подшипника
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ВАЛА 578.0 об./мин. ВНЕШНЯЯ ОСЕВАЯ СИЛА 1093 Н
Опора 1 препятствует перемещению вала под действием внешн. осевой силы
Опора 1 2
Подшипник 46207 46207
Радиальная реакция, Н 877 2406
Максимальная осевая реакция, Н 5458 3272
Статическая грузоподъемность, Н 16400 16400
Эквивалентная статическая нагрузка, Н 2897 4812
Ресурс при вероятности безотказной работы 0.9, ч 12600 18400
Вероятность безотказной работы при заданном ресурсе 0.970 0.983
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ
Промежуточный вал
ТРЕБУЕМЫЙ РЕСУРС 5500 ч КОЭФФИЦИЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ 1.30
РЕЖИМ НАГРУЖЕНИЯ типовая циклограмма нагружения N10 КОЭФФ.ПЕРЕГР.2.00
ОПОРЫ ВАЛА: две фиксирующие в одном осевом направлении / враспор /
относительно нагрузки вращается внутреннее кольцо подшипника
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ВАЛА 120.0 об./мин. ВНЕШНЯЯ ОСЕВАЯ СИЛА 1093 Н
Опора 1 препятствует перемещению вала под действием внешн. осевой силы
Опора 1 2
Подшипник 46209 46209
Радиальная реакция, Н 6829 5575
Максимальная осевая реакция, Н 9768 7582
Статическая грузоподъемность, Н 23100 23100
Эквивалентная статическая нагрузка, Н 13658 11150
Ресурс при вероятности безотказной работы 0.9, ч 8410 16900
Вероятность безотказной работы при заданном ресурсе 0.946 0.981
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ
Тихоходный вал
ТРЕБУЕМЫЙ РЕСУРС 5500 ч КОЭФФИЦИЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ 1.30
РЕЖИМ НАГРУЖЕНИЯ типовая циклограмма нагружения N10 КОЭФФ.ПЕРЕГР.2.00
ОПОРЫ ВАЛА: плавающие относительно нагрузки вращается внутреннее кольцо подшипника
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ВАЛА 40.0 об./мин. ВНЕШНЯЯ ОСЕВАЯ СИЛА 0 Н
Опора 1 2
Подшипник 213 213
Радиальная реакция, Н 8499 2841
Максимальная осевая реакция, Н 0 0
Статическая грузоподъемность, Н 34000 34000
Эквивалентная статическая нагрузка, Н 16998 5682
Ресурс при вероятности безотказной работы 0.9, ч 43400 100000
Вероятность безотказной работы при заданном ресурсе 0.995 0.999
Из результатов расчёта видим, что условие работоспособности выполняется для всех подшипников на каждом валу.
6. Проверочный расчёт шпоночных соединений
Задачей раздела является оценка прочности шпоночных соединений. Оценку будем проводить из условий на смятие и на срез шпонки.
Расчётная схема для проверочного расчёта приведена на рис. 6.1
|
h– высота шпонки, мм;t1– глубина паза вала, мм;
d– диаметр вала, мм.
Рис. 6.1
Выполним проверочный расчёт на смятие узкой грани шпонки в сечении а-а (рис.6.1). Условие отсутствия смятия шпонки под косозубым колесом на промежуточном валу
,
где sсм– действующее напряжение смятия, МПа;
[sсм] – допустимое напряжение смятия, МПа;
,
где F– сила, действующая на шпонку со стороны косозубого колеса, Н;
Асм – площадь опасного сечения на смятие, мм2;
,
где Т – вращающий момент на валу, Нм; Т = 413 Нм;
d– диаметр вала, мм; d = 50 мм;
,
где h– высота шпонки, мм; h = 10 мм;
t1– глубина паза вала, мм; t1 = 6 мм;
l– длина шпонки, мм; l = 45 мм;
b– ширина шпонки, мм; b = 16 мм.
Таким образом,
Принимаем [sсм] = 160 МПа.
Проверяем условие смятия
.
Условие выполнено.
Выполним проверочный расчёт на отсутствие среза шпонки в сечении б-б (рис. 6.1), под косозубым колесом на промежуточном валу
,
где tср– действующее напряжение среза, МПа;
[tср] – допустимое напряжение среза, МПа;
,
где Аср – площадь опасного сечения среза, мм2;
Допустимое напряжение среза определяем из условия
Проверяем условие среза
Условие выполнено.
Выполним проверочный расчёт на смятие узкой грани шпонки в сечении а-а (рис.6.1), для шпонки под прямозубой шестернёй на промежуточном валу
,
где sсм– действующее напряжение смятия, МПа;
[sсм] – допустимое напряжение смятия, МПа;
,
где F– сила, действующая на шпонку со стороны шестерни, Н;
Асм – площадь опасного сечения на смятие, мм2;
,
где Т – вращающий момент на валу, Нм; Т = 413 Нм;
d– диаметр вала, мм; d = 50 мм;
,
где h– высота шпонки, мм; h = 10 мм;
t1– глубина паза вала, мм; t1 = 6 мм;
l– длина шпонки, мм; l = 85 мм;
b– ширина шпонки, мм; b = 16 мм.
Таким образом,
Проверяем условие смятия
.
Условие выполнено.
Выполним проверочный расчёт на отсутствие среза шпонки в сечении б-б (рис. 6.1), под прямозубой шестернёй на промежуточном валу
,
,
Допустимое напряжение среза определяем из условия
Проверяем условие среза
Условие выполнено.
Выполним проверочный расчёт на смятие узкой грани шпонки в сечении а-а (рис.6.1), для шпонки под прямозубым колесом на тихоходном валу
,
,
где F– сила, действующая на шпонку со стороны прямозубого колеса, Н;
Асм – площадь опасного сечения на смятие, мм2;
,
где Т – вращающий момент на валу, Нм; Т = 1200 Нм;
d– диаметр вала, мм; d = 70 мм;
,
где h– высота шпонки, мм; h = 12 мм;
t1– глубина паза вала, мм; t1 = 7,5 мм;
l– длина шпонки, мм; l = 85 мм;
b– ширина шпонки, мм; b = 20 мм.
Таким образом,
Проверяем условие смятия
.
Условие выполнено.
Выполним проверочный расчёт на отсутствие среза шпонки в сечении б-б (рис. 6.1), под прямозубым колесом на тихоходном валу
,
,
Допустимое напряжение среза определяем из условия
Проверяем условие среза
Условие выполнено.
Выполним проверочный расчёт на смятие узкой грани шпонки в сечении а-а (рис.6.1), для шпонки под муфтой
,
,
где F– сила, действующая на шпонку со стороны муфты, Н;
,
где Т – вращающий момент на валу, Нм; Т = 1200 Нм;
d– диаметр вала, мм; d = 56 мм;
,
где h– высота шпонки, мм; h = 12 мм;
t1– глубина паза вала, мм; t1 = 7,5 мм;
l– длина шпонки, мм; l = 95 мм;
b– ширина шпонки, мм; b = 20 мм.
Таким образом,
Проверяем условие смятия
.
Условие выполнено.
Выполним проверочный расчёт на отсутствие среза шпонки в сечении б-б (рис. 6.1), под шестернёй
,
,
Допустимое напряжение среза определяем из условия
Проверяем условие среза
Условие выполнено.
Результаты расчёта сведём в табл. 6.1
Таблица 6.1
Результаты расчёта
Соединение |
bxhxl, мм |
scм, МПа |
[scм], МПа |
tср, МПа |
[tср], МПа |
Под косозубым колесом |
16х10х45 |
142 |
160 |
23 |
96 |
Под прямозубой шестернёй |
16х10х85 |
60 |
12 |
||
Под прямозубым колесом |
20х12х85 |
117 |
20 |
||
Под муфтой |
20х12х95 |
127 |
23 |
7. Проверочный расчёт валов в опасных сечениях
Будем проверять опасные сечения и сечения, в которых имеется концентрация напряжений. При проверке определяется расчетный коэффициент запаса прочности S и сопоставляется с допускаемым [S].
Ограничимся проверкой промежуточного вала, так как на нём установлено зубчатое колесо и шестерня. Исходными данными для расчётов являются: конструкция вала и эпюры действующих на вал изгибающих и вращающего моментов, представленные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.