Политика или бизнес. Российский вариант., страница 4

Ввиду своей коррупции и лени правящая бюрократия поручает бизнесу разработку реформ, определение норм, правил, углубляясь и дальше в тупик экономической политики. Причем поручается эта разработка реформ наиболее заинтересованным участникам рынка, еще и государственным. Поэтому  реформы служат интересам связанного с чиновниками бизнеса, а не интересам общества. Вдобавок ко всему реформаторы стараются подавить  частные компании, стремящиеся вести честный бизнес.

4. Третий актор политической элиты

Много сказано было о представителях бюрократии и крупного бизнеса, но мало о третьем важном сегменте политической элиты, а именно и политических консультантах, журналистах. Для этих людей  политика – это профессиональная сфера, способ достижения жизненного успеха и материального благополучия. Опять бизнес.

Этот сектор политических участников выполняет основную работу по осуществлению политических проектов. Количество таких специалистов растет, и их роль становится еще более важной. А данный  вид бизнеса стал  международным. На сегодняшний день специалисты политических технологий переезжают из страны в страну, предлагая свои услуги различным политическим силам. В России же профессиональное функционирование политической сферы вызвало весьма экзотический и неизвестный Западу способ формирования политических партий. Политики, обладающие определенными ресурсами и желающие повысить свой статус, объявляют среди политконсультантов негласный «конкурс» на проект партии. Победитель получает заказ. Вполне логично то, что такие партии легко меняют свои позиции (тактические, стратегические), если таковые вообще есть.

Таким образом, политика приобретает черты сферы  профессиональных услуг, а политические организации – контор по оказанию этих услуг. Происходит постепенное вытеснение политического представительства социальных интересов  механизмом рыночного обмена.

Заключение

Сегодняшнее состояние электорального и внеэлекторального политического пространства говорят о схожести их функционирования. В обоих случаях идет речь о рыночных механизмах функционирования, которые и способствуют формированию  рыночно ориентированной политической сферы (со всей атрибутикой рыночных отношений).

Факт утверждения рыночных отношений в политике подразумевает профессионализацию этой деятельности, и в данном случае говорит о радикальном ослаблении  мотивации (идейной, социальной, идеологической) для занятия политикой, кроме как карьерной. Применительно к России это означает, что практически все основные субъекты  политики относятся к политической деятельности как предприниматели, а именно находят средства и вкладывают их в политический процесс в расчете на прибыль (ориентируются в своем политическом поведении на бизнес-стратегии). Государственная бюрократия  культивирует «бюрократическое предпринимательство», она выстроила такую систему  взаимоотношений с бизнесом, что является и управляющей  в экономической сфере, и здесь же является субъектом (находящимся в привилегированном положении благодаря политическому статусу). Происходит и захват бизнеса при нежелании делиться, и приватизация государства.

«Демократия как инструмент принуждения государства к ответственности перед обществом в России искоренена, превращена не в «суверенную», но в «сувенирную»[5]. И трагедия России,  прежде всего в том, что в ходе целенаправленного разворовывания и разрушения страны и сформировалась ее элита. Ответственность перед обществом в силу происхождения не доступна ей. Поэтому политика в России давно стала бизнесом.

Список использованной литературы

1.  М.Г.Делягин. Государство между народом и бизнесом. Полис. 2008. №3

2.  С.Н. Пшизова. Политика как бизнес: Российская версия (I). Полис. 2007.№2

3.  С.Н. Пшизова. Политика как бизнес: Российская версия (II). Полис.  2007.№3



[1] С.Н. Пшизова. Политика как бизнес: Российская версия (I). Полис. 2007.№2. Стр.121

[2]  То же. Стр. 122

[3] С.Н. Пшизова. Политика как бизнес: Российская версия (II). Полис.  2007.№3. Стр.67

[4] То же. Стр. 116

[5] М.Г.Делягин. Государство между народом и бизнесом. Полис. 2008. №3. Стр.147