Политика или бизнес. Российский вариант.

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования Российской Федерации

СПбГАСУ

ФИЭС

Кафедра политологии

Дисциплина: политология

РЕФЕРАТ

Политика  или бизнес. Российский вариант.

Выполнила

Студентка гр. 2-Т-4

Казунина И.И.

Санкт-Петербург

2009 г

Содержание

Введение

3

1. Рыночная парадигма

5

2. Об имитации социально-политического плюрализма

8

3. Эмансипация бюрократии

10

4. Третий актор политической элиты

12

Заключение

13

Список использованной литературы

14

Введение

Результаты взаимодействия государства, бизнеса и населения отражаются на развитии страны. Государство создано обществом для решения непосильных для него задач (установление павил и обеспечение их соблюдения, обеспечение безопасности, социальная помощь, стратегическое планирование и т.д.).  И, несмотря на то, что политика, как средство для решения этих задач, не   отличается особой эффективностью, население терпит. Само по себе оно  стремится к справедливости, к равномерному распределению благ (идеология социализма). А представители бизнеса  стремятся предже всего к концентрации благ у наиболее успешных субъектов экономики и политики. Это стремление оформляется идеологией свободной конкуренции и погони за эффективностью (либерализм). Краткосрочные интересы и образ действия  двух последних отличаются.

Среди акторов политического рынка, или, иначе говоря, среди основных субъектов политического процесса можно выделить три основные категории. Профессиональные политики, избираемые  и назначаемые на должности в системе государственной власти, представляют первую группу. Ко второй группе относятся представители крупного бизнеса – те, кто активно пытаются повлиять на принятие политических решений, те, кто финансируют партии и кандидатов, те, кто, лоббируют свои собственные интересы в органах власти. Профессиональные политики и крупные бизнесмены  находятся в тонком взаимном переплетении, зачастую меняются ролями (или политики в бизнес уходят, или бизнесмены идут в политику). К третьему сегменту политического класса относятся те, кто включен в инфраструктуру политического рынка и технологически обеспечивает воспроизводство власти. Среди особо заметных представителей этого сегмента можно назвать политконсультантов и журналистов.

Говоря о трех сегментах политической элиты следует подчеркнуть, что все они занимаются политикой прежде всего как бизнесом. Их краткосрочные интересы схожи: все три группы акторов ориентированы в своем политическом поведении на бизнес-стратегии. Находясь в тонком переплетении и используя возможности такой суперсферы как «политика», они находят почву для собственного обогащения. Происходит маркетизация политической сферы, становление политических рынков.

1.  Рыночная парадигма

Политика как сфера жизнедеятельности общества стала превращаться в рыночно-ориентированную (с механизмом взаимодействия «управляющий – управляемый»). Происходит активное внедрение рыночных подходов в политическую практику, обновляются политические технологии. Политики, чтобы лучше себя продавать избирателям, импортируют на политическую арену рыночные техники (особо сильно затронут институт выборов). Речь идет о маркетизации политической сферы.

Первым рыночным методом работы с избирателями была агитация, которая велась с помощью канвассинга и ораторского искусства. При переходе в эпоху массовой демократии появились новые методы пропаганды, такие как газеты, радио, телевидение. Для повышения эффективности партийные эксперты пользовались исследованиями по психологии масс. Таким образом, почти с первых дней существования партии прибегали к рекламным методам. Главной особенностью функционирования  политического рынка на начальном этапе заключалась в том, что все эти технологии с целью пропаганды идеологий  использовались для просвещения и образования масс (эдукационалистский период).

Примерно с первых десятилетий двадцатого века и до конца 1960-х годов социально-классовое деление определяло политические ориентации больших групп общества. Впоследствии после ослабления социально-классового конфликта и идеологического противостояния растет роль немажоритарных идеологий. Избиратель, реагируя на лозунги, рекламу, становится похож на покупателя в коммерческом центре. «Так или иначе, граждане современных постиндустриальных обществ, освобождаясь о чувства принадлежности к определенной социальной или идеологической общности как основного регулятора политического поведения, все чаще выступают в  политической жизни  в роли свободных потребителей»[1]. А появление потребителя свидетельствует о возникновении рынка.  И именно рынок выступает в роли механизма, соединяющего политиков и избирателей. Появляется масса избирателей-потребителей, которые формируют спрос, и как следствие, меняется поведение политических акторов. И, подобно покупателю в магазине, с одной стороны избиратель критичнее относится к тому, что ему предлагают, а с другой стороны он больше подвержен воздействию различных политических технологий. Именно поэтому, исследовав спрос потребителей, политики (с целью получения голоса избирателя) формируют политическое предложение. Таким образом, «электоральный успех становится приоритетом, безусловно доминируя над стратегическими идеологическим установками»[2] .

Сфера действия рыночных механизмов в политике касается не только избирательного процесса, но и непосредственно ориентирована на деятельность групп интересов.

Похожие материалы

Информация о работе