Последние исследования российских ученых свидетельствуют о высоте математических и технических знаний зодчих Древней Руси. Каждая постройка была воплощение сложной системы математических и инженерных расчетов. Красота, великолепие и грандиозность храма, вызванные соразмерностью и гармоничностью архитектурных членений , ясность соотношения главных частей при одновременной «неточности» и разнообразии деталей, усиливающие красоту целого, создавали образ «таинственной космической организации», объединяющей людей с Богом.
Интересной особенностью древнерусских православных храмов был контраст между их внешним обликом и интерьером. Внешний вид поражал суровой гладью стен, лишенных, особенно в ранний период, элементов декора, в то время как внутреннее пространство очаровывало своим великолепием, богатством отделки. Христианские теологи сравнили такое распределение декоративных элементов в архитектуре церкви с верующим человеком. «Подобно смиренному христианину, с его богатой внутренней жизнью, храм должен был быть подчеркнуто строг в своем экстерьере» (Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С.137).
В архитектонике храма соединились чисто художественная и религиозная символика. «Церковные храмы венчались куполами на высоком многогранном или круглом постаменте, где верх храма – глава господня, постамент олицетворял апостолов, пазухи – евангелистов» (Крянев Ю.В., Павлова Т.П., Двоеверие на Руси // Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1990. С.310) Русские луковичные купола воплощают идею молитвенного горения, через которое земной мир становится причастным царству горнему.
Многоглавие, возникшее на Руси, несло определенную смысловую нагрузку, отражало христианскую историю. В христианском понимании пятиглавие символизирует Господа и четырех евангелистов: семиглавие – семь даров Святого Духа; девятиглавие указывает на девять чинов «сил небесных» и девять чинов угодников Божьих; тридцать три главы означают тридцать три земной жизни Христа.
Архитектура являлась «вместилищем» христианской системы идей и образов, созданной органичным взаимодействием всех искусств в храме. В храмовом сотворчестве искусств всегда улавливалось, где начинается одно искусство и кончается другое, все воспринималось как единое прекрасное и гармоничное явление. Архитектурный символизм в сочетании с иносказательной значимостью планировки храма, излагали христианские догматы.
Подобно иерусалимскому Храму, имеющему в своем плане «Святая Святых» (Дебир, или Двир), святилище или притвор, любое церковное здание делится на алтарное пространство, которое занимает полукруглую апсиду, где помещаются алтарь и «горнее место» для епископа, на сам храм, или место для молящихся, и притвор, западную часть храма, его преддверие.
Пилоны, символизирующие опору церкви, обозначали святых и подвижников. Амвон, возвышение для чтеца, проповедника, расположенный в центральной части солеи, указывал на пещеру, в которой родился Иисус, либо на место распятия Христа. Он мог обозначать также камень, отодвинутый от входа в пещеру, где покоилось тело распятого Христа. Трехнефное пространство храма напоминало о трех ипостасях Бога. Архитектурный символизм храма излагал христианскую догматику, раскрывал основные моменты священной истории.
Следует упомянуть о двух моментах, казалось бы, относящихся только к сфере архитектурного мышления, но, вместе с тем, естественно входящих в живопись и литургическое действо: система света и акустики.
Особое внимание обращалось зодчими на организацию пространства верхних, более просторных частей боковых аспид, стены которых выведены так, чтобы отраженные их плоскостями световые лучи, аккумулируясь, освещали нижние, более темные части помещений. Все это придавало интерьеру храма определенную легкость и, в то же время, монументальную завершенность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.