Основой пространственной ориентации в Средневековья становится крест, символизирующий светоносность и мученичество Христа, торжество победы над смертью. В православном крестово-купольном храме означающий спасение крест вписан в круг как образ бесконечности, неба и бессмертия. Расположенный горизонтально крест указывает на страны света символически как бы стягивает их к центру храма – подкупольному пространству, где купол и своды знаменуют «твердь небесную». Как знак, составленный из двух пересекающихся прямых, поставленный вертикально крест мистически соединяет небо и землю в первозданном единстве. Крест, завершающий купол, означает примирение противоположностей – верха и низа, материальног и духовного, является связующим звеном между миром земным и горним. Используемый также в богослужении, в храмовых росписях, одеждах церковнослужителей, крест служит символом Нового Завета, победы над смертью, тайны основания вселенной. Являясь всепронизывающим символом христианского миропонимания, крест мог заменяться другими предметами и знаками. Одним из его обозначений выступал квадрат как символ абсолютного.
Русское православие явилось развитием гуманистических представлений христианства на благодатной почве культуры древнеславянских племен. Чтобы понять гуманизм русской православной культуры, отмечал Е.Н. Трубецкой, необходимо продумать и в особенности прочувствовать те душевные и духовные переживания, на которые она давала ответ. До 17 века Русь не знала школьной философии, философствование на Руси осуществлялось в формах иконописания. «Не в трактатах, а в иконах, не в рассуждениях и доказательствах, а в зримых явлениях красоты – достаточно строгой, твердой и прозрачной, чтобы пропускать свет духовного смысла, - приходится в конечном счете искать центральные идеи древнерусской культуры» (Аверинцев С.С. Красота изначальная// Наше наследие. 1988. N 4. С.24). русское православие дало простой и задушевный облик всем элементам византийской культуры. Безмолвная красота русской иконы являлась доказательством духовной истины.
Всем содержанием своим икона призвана была установить духовную связь с прихожанином, ответить ему на его моления. Через икону совершалось поклонение не только Первообразу, но и осуществлялась молитва личная и соборная. Икона привлекала христианина своей умиротворенностью, теплотой и близостью к человеку. В иконе особенно ярко была выражена внутренняя гармония человека, примеренного с Богом, самим собой и миром.
Е.Н. Трубецкой, размышляя об иконе, полагал, что изречение Шопенгауэра по поводу высочайших произведений живописи можно с достаточным основание отнести к русской иконописи, а именно: икона – больше чем искусство. Дерзостью было бы настойчивое стремление заговорить с нею первым. Приходится почтительно стоять пред нею и ждать пока она сама заговорит с нами. Ждать приходится долго, и когда икона заговорит, «она возвестит нам высшую радость – сверхбиологический смысл жизни…» (Трубецкой Е.Н. Ук. Соч. С.23).
Через икону молящийся получал благодать, восполняющую его духовные силы. Общение через молитву с иконописным образом несло человеку откровение. «Моитва восходит, а благословение Божие нисходит», - писал митрополит Московский Филарет (Дроздов).
Обращение молящегося человека к иконописному изображению вызывало в душе человека и потрясение, и умиротворение. Красота образа удостоверяла.. красота в русской иконе выступает символом святости, любви, благообразия.
Глубокий знаток и исследователь церковного искусства отец Павел Флоренский писал о том, что для восприятия художественного бытия иконы далеко не безразлично ее освещение. Он считал недомыслием открывать одну из сторон церковного искусства от целостного организма храмового действа как синтеза искусств, в котором и только в котором икона имела свой подлинный художественный смысл и могла созерцать в своей истинной художественности.
Неровный, неравномерный, колышащийся, мигающий свет лампады как бы «оживлял» икону. «…Преувеличенность некоторых пропорций, подчеркнутость линии, обилие золота и самоцветов, басма и венчики, подвески, парчевые, бархатные и шитые жемчугом и камнями пелены – все это, в свойственных иконе условиях, живет… как необходимый, безусловно неустранимый, единственный способ выразить духовное содержание иконы…» (Флоренский П.П. Храмовое действо как синтез искусств // Свящ.Павел Флоренский. Собр.соч. Т.1. статьи по искусству).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.