Некоторые операторы катков работают в режиме вибрации, двигаясь только в одном направлении сзади асфальтоукладчика - обычно в сторону асфальтоукладчика. Когда каток движется от асфальтоукладчика, оператор отключает вибрацию и работает в статическом режиме. Для подавляющего большинства асфальтовых смесей нет причины эксплуатировать каток в статическом режиме и уменьшать уплотнительное усилие катка такого типа.
Возможно, может понадобиться возведение испытательной полосы для определения оптимальной комбинации скорости катка и амплитуды вибрации в условиях конкретного объекта. Когда требуемая плотность не может быть достигнута, скорость катка должна быть снижена и изменена установка номинальной амплитуды, если каток не был уже установлен на наименьшую амплитуду.
При эксплуатации вибрационного катка в режиме вибрации следует соблюдать осторожность, если непосредственно под укладываемым покрытием проходят подземные коммуникации или есть дренажные устройства. Если существует какая-либо вероятность нанесения ущерба этим сооружениям вследствие вибрации, катки должны работать в статическом режиме.
Комбинированные катки сочетают в себе барабан вибрационного катка впереди катка и комплект из четырех резиновых шин сзади катка. Считалось, что эти катки наилучшие, поскольку они объединяют два различных вида уплотнительного усилия – вибрационное действие и смешанное действие пневматических шин. Однако на практике каток такого типа может вызывать существенное изменение плотности по ширине укладываемой полосы.
Наружная ширина резиновых шин обычно равна ширине вибрационного барабана. Проблемой являются зазоры между четырьмя резиновыми шинами сзади катка. В отличие от стандартного катка на пневматических шинах, в котором шины в задней части катка входят в пространства, оставленные промежутками между передними шинами, комбинированный каток не имеет дополнительных шин, чтобы заполнить промежутки. Было бы нереально полагать, что оператор сможет перекрывать каждый последующий проход катка как раз одной шириной шины для получения равномерной плотности по всей ширине дорожной полосы. Поэтому, каток этого типа следует применять с известной долей осторожности при уплотнении асфальтовой смеси.
Для катков любого типа основными переменными параметрами уплотнения, которые контролируются во время процесса уплотнения, являются скорость катка, число проходов катка, зона уплотнения и текстура уплотнения. Для вибрационных катков направление движения и режим эксплуатации также находятся под контролем оператора. Каждый из этих факторов влияет на показатель плотности в результате уплотнительного усилия.
Чем быстрее каток проходит конкретную точку на новой асфальтовой поверхности, тем меньше времени вес катка задерживается в этой точке. Это, в свою очередь, означает, что к смеси прилагается меньшее уплотнительное усилие. При увеличении скорости катка степень плотности, достигаемая каждым проходом катка, уменьшается. Выбранная скорость катка зависит от комбинации факторов: скорости асфальтоукладчика, толщины слоя, и положения катка в ряду последовательно расположенных катков.
Статические катки на стальных колесах могут эксплуатироваться со скоростями от 3 до 9 км в час, катки на пневматических шинах обычно работают со скоростями от 3 до 11 км в час, а вибрационные катки со скоростями от 3 до 6 км в час. В ведущем положении каток каждого типа должен эксплуатироваться на нижнем пределе диапазона скоростей. В промежуточном положении скорость катка может несколько увеличиваться, обычно до среднего значения диапазона скоростей. В завершающем положении скорость катка может быть близкой к верхнему пределу диапазона скоростей. В Таблице 18-1 указан диапазон скоростей для катков трех различных типов и трех разных положений. Катки могут двигаться быстрее или медленнее, но уплотнительное усилие значительно повышается при более низких скоростях катков.
На скорость катков также влияет боковое вытеснение или мягкость асфальтовой смеси. Если смесь слишком заметно смещается под катками, скорость должна быть уменьшена. Кроме того, на скорость вибрационных катков влияет интервал динамических воздействий.
Таблица 18-1 Диапазон скоростей катков (миль в час)
Рабочее положение
Тип катка Ведущее Промежуточное Завершающее
На пневматических шинах 2-3,5 2,5-4 4-7
Вибрационный 2-3 2,5-3,5 --
Примечание: 1 миля в час = 1,6 км в час
Как рассмотрено выше, этот интервал имеет большое значение для контроля степени динамической уплотнительной энергии, прилагаемой к смеси, а также для достижения надлежащей гладкости поверхности.
Скорость катков обычно зависит от скорости асфальтоукладчика. Слишком часто, когда асфальтоукладчик отрывается от катков, они увеличивают скорость, чтобы догнать его, что приводит к уменьшению плотности асфальтовой смеси после одинакового числа проходов катков. Скорость асфальтоукладчика должна быть выбрана в соответствии с производительностью асфальтового завода и так, чтобы скорость была постоянной. Затем должна быть определена скорость каждого катка, исходя из скорости асфальтоукладчика и числа проходов каждого катка. Изменение скорости катков, как правило, ведет к изменению плотности. «Медленно и равномерно» - вот ключ к надлежащему уплотнению.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.