Уплотнение смеси при выполнении асфальтового покрытия, страница 15

При изготовлении мягкой смеси в пределах среднетемпературного диапазона предпочтительным способом уплотнения является достижение плотности перед охлаждением до температур мягкой зоны. Это условие может потребовать наличие дополнительного ведущего катка или других изменений в технологии уплотнения, однако предпочтительно получение плотности перед достижением температур мягкой зоны. В некоторых случаях можно несколько увеличить температуру смеси с целью более продолжительного уплотнения. Однако чрезмерные температуры еще больше усугубят проблему. Другой альтернативой является использование ведущего вибрационного катка на стальных колесах при температурах смеси выше диапазона мягкой зоны и катка на резиновых шинах, который может работать в диапазоне мягкой зоны. Завершающий каток должен использоваться после того, как смесь охладится до температуры ниже диапазона мягкой зоны. Этот второй способ может оказаться неудовлетворительным, если на резиновые шины катка налипает слишком много смеси.

Другая возможность – это использование ведущего катка на стальных колесах при температурах выше диапазона мягкой зоны и выполнение уплотнения после охлаждения асфальтовой смеси до температуры ниже диапазона мягкой зоны. Такая процедура применяется на целом ряде объектов, но могут возникать проблемы из-за различного охлаждения смеси и из-за чрезмерного раздавливания наполнителя при уплотнении в вибрационном режиме после охлаждения смеси до температуры ниже 90 С. Поэтому при температурах ниже 90 С вибрационное уплотнение не должно использоваться.

Если проблема мягкости приводит к покрытию с плохой плотностью, или если длина последовательно расположенных катков слишком большая из-за времени, требующегося для охлаждения смеси, должен быть сделан перерасчет смеси для устранения или, по крайней мере, уменьшения температурной зоны мягкости. Важно, чтобы работа дорожно-строительной бригады на укладке смеси была увязана с заводским персоналом. 

Резюме                                           

При мониторинге процесса уплотнения необходимо учитывать следующие факторы (факторы, которые также следует принимать во внимание при мониторинге выполнения стыковых соединений, как рассмотрено в Разделе 17):

-  Для надлежащего уплотнения асфальтового слоя должны использоваться катки с наибольшей эффективностью, пока смесь еще выше минимальной температуры уплотнения.

-  Время, требуемое для уплотнения, в основном, зависит от толщины укладываемого слоя. Увеличение толщины слоя может значительно увеличивать время, необходимое для уплотнения смеси катком.

-  Повышение температуры смеси при укладке сзади асфальтоукладчика может также увеличивать время, необходимое для уплотнения. Однако возможность такого подхода зависит от свойств асфальтовой смеси при этой повышенной температуре и мягкости смеси под уплотнительным оборудованием.

-  Уменьшение скорости катков будет увеличивать уплотнительное усилие, прилагаемое к смеси.

-  Ведущий и промежуточный катки должны эксплуатироваться как можно ближе к асфальтоукладчику для достижения плотности, прежде чем смесь охладится до минимальной температуры 80 С.

-  Если смесь не может выдерживать вес катков, состав смеси должен быть пересмотрен или изменены операции уплотнения.

-  Необходимо контролировать схему уплотнения с тем, чтобы катки прилагали одинаковое уплотнительное усилие ко всем точкам в поперечном направлении по всей ширине покрываемой дорожной полосы.

-  Скорость уплотнительного оборудования будет зависеть от типа используемого катка и его положения в процессе уплотнения. Для статических катков на стальных колесах и пневматических шинах в ведущем положении максимальная скорость не должна превышать 4,0 км в час. Для вибрационного катка в том же положении максимальная скорость не должна превышать 6,0 км в час в зависимости от частоты вибраций.

-  Вибрационный каток должен эксплуатироваться с максимально возможной частотой вибраций с целью увеличения числа динамических воздействий на единицу длины. Необходимы, по крайней мере, от 30 до 40 динамических воздействий на метр для получения адекватной плотности и гладкости слоя.

-  На вибрационном катке должна быть определена установка номинальной амплитуды в соответствии с характеристиками смеси и толщиной уплотняемого слоя. Как правило, вибрационные катки должны эксплуатироваться в статическом режиме, если толщина уплотняемого слоя меньше 30 мм. В случае большей толщины слоя каток обычно должен эксплуатироваться с низкой номинальной амплитудой. Если нужная плотность не получается, номинальная амплитуда может быть увеличена для определения эффективности дополнительного уплотнительного усилия с целью достижения требуемого показателя плотности. Как правило, установка номинальной амплитуды может быть увеличена пропорционально увеличению уплотняемой толщины слоя.

-  Оптимальная комбинация катков  и схем уплотнения для предыдущего дорожно-строительного объекта не может быть одинаковой для нынешнего объекта или даже для различных типов или слоев смеси на одном и том же объекте. Для определения наиболее экономичной и эффективной комбинации уплотнительного оборудования и схем уплотнения должна быть возведена одна или несколько испытательных полос.

-  Два аналогичных катка, работающие рядом друг с другом, обычно обеспечивают более высокий показатель плотности смеси при одинаковом числе проходов, чем те же два катка в ведущем и промежуточном положении.

-  Если катки не в состоянии поспевать за асфальтоукладчиком, необходимо использовать больше катков или скорость асфальтоукладчика должна быть снижена.

-  Для некоторых смесей Superpave была определена среднетемпературная мягкая зона. Эти смеси проявляют мягкость в температурном диапазоне от 95 С до 115 С.  Проблему можно минимизировать или  устранить, уделяя особое внимание процедурам уплотнения.