Уплотнение смеси при выполнении асфальтового покрытия, страница 12

Для определения оптимальной схемы уплотнения, прежде всего, необходимы такие параметры, как скорость асфальтоукладчика, которая связана с объемом смеси, выпускаемой на заводе, ширина дорожного полотна и толщина слоя смеси. Если известна средняя скорость асфальтоукладчика, должна быть выбрана максимальная скорость катков. Выбранная скорость каждого катка будет также зависеть от типа катка и его ширины, а также от занимаемого положения в ряду последовательных катков при уплотнении покрытия. Выбранная скорость будет также зависеть от способности катка удерживать баланс между достижением плотности, гладкости и равномерной поверхности покрытия.

Второе исчисление включает сравнение ширины укладываемого слоя и ширины используемых катков, чтобы определить число поперечных полос катков, необходимых для покрытия всей ширины дорожного полотна. Количество проходов должно быть сопоставимо со скоростью асфальтоукладчика. Проход определяется как продвижение катка в одном направлении по любой точке на поверхности покрытия. Если известны скорость асфальтоукладчика , скорость катков и число поперечных полос, необходимых для перекрытия всей ширины поверхности дороги, можно определить число проходов, которые может сделать каждый каток по дорожному полотну, не отставая от асфальтоукладчика.

Как рассмотрено ранее, число проходов катков по каждой точке на поверхности дороги зависит от целого ряда переменных параметров. Одним наиболее важным из них является показатель плотности слоя дорожного покрытия. При использовании методической спецификации можно легко вычислить количество проходов. Однако что неизвестно, так это степень плотности (содержание воздушных пустот), которая будет получена в смеси после выполнения оговоренного числа проходов. Если требуется определенный процент лабораторной плотности или теоретической максимальной плотности, тогда чем выше требуемый процент, тем большее уплотнительное усилие должно быть приложено к слою покрытия.

Также будет очень важен тип используемого катка. При определенных условиях одного вибрационного катка может быть достаточно для достижения требуемой плотности в зависимости от свойств смеси. В других случаях, если смесь мягкая и может происходить растрескивание, для достижения требуемого показателя плотности может понадобиться несколько проходов катка на пневматических шинах. Для устранения вмятин от катков, особенно, когда использовался каток на пневматических шинах обычно нужен один или несколько проходов статического катка на стальных колесах. Вследствие многих переменных параметров невозможно в целом судить о наилучшей комбинации уплотнений  и схем уплотнений во всех случаях.

Некоторые подрядчики всегда используют одни и те же катки в одинаковом порядке, выполняя одинаковое число проходов по асфальтовой смеси независимо от переменных параметров дорожного объекта. Одинаковое, общее уплотнительное усилие прилагается к тонкому слою, как к толстому слою, к смеси, укладываемой в жаркие летние месяцы, как к смеси, укладываемой прохладной весной или в осенний сезон. Это также относится к смеси, укладываемой на поверхность очень прочного основания, к смеси, укладываемой на поверхность слабого основания, и к смеси, которая очень жесткая и которая очень мягкая. Однако, как уже отмечено, для разных смесей и различных состояний объектов требуются разные уплотнительные усилия для достижения одинаковой степени плотности.

Мониторинг плотности

Наиболее распространенным методом мониторинга изменений плотности является метод с использованием радиоактивного измерителя плотности, показанного на Фото 18-7 и 18-8. Плотность оценивается посылаемым гамма-излучением в смесь и определением степени радиации, отраженной на прибор в данный промежуток времени. Полученные данные могут показывать относительную плотность слоя. Показания радиоактивного измерителя необходимо снимать после каждого прохода каждого катка и определять степень увеличения плотности после каждого прохода. Если после дополнительных проходов катка нет ощутимого повышения плотности, тогда уже получена максимальная относительная плотность для этой смеси. Как отмечено выше, при использовании в процессе уплотнения катка на пневматических шинах, особенно,  в качестве ведущего катка, часто очень трудно получить точные показания плотности с помощью радиоактивного измерителя. Возможно, потребуется один или больше проходов катка на стальных колесах, прежде чем будут получены фактические показания прибора.

Значение плотности, определяемой радиоактивным измерителем, является относительным показателем и обычно не совпадает с величиной плотности, определенной в пробах, срезанных с асфальтового покрытия. Между показанием плотности радиоактивного прибора и фактической единицей веса асфальтового покрытия с использованием проб, которые срезаются с испытательного участка после завершения процесса уплотнения, должна быть сделана корреляция. Фактическую единицу веса необходимо сравнивать с максимальной теоретической единицей веса смеси или лабораторной химии, чтобы определить, получена ли требуемая плотность.

Поскольку разные радиоактивные измерители дают разные показания, на объекте следует применять один и тот же прибор. При использовании нескольких приборов каждый из них должен быть скорректирован в соответствии с плотностью керновой пробы с тем, чтобы показания каждого прибора точно контролировали показатель плотности покрытия. Всякий раз, когда есть существенные изменения в расчетах асфальтовой смеси, толщине уплотняемого слоя или жесткости подстилочной поверхности покрытия, необходимо разрабатывать новую корреляционную зависимость.