28. Сравнительный анализ различной классификации принципов обучения.
В работах Ю.К. Скаткина в основу выделения принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы. Выделяется след. система принципов: - принцип развивающего и воспитывающего хар-ра обучения; -- принцип научности содержания и методов учебного процесса; - принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности; - принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности; -- принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного; - принцип доступности обучения; -- принцип прочности результатов обучения и развития познав. сил уч-ся; - принцип связи обучения с жизнью; -- принцип рационального сочетания коллективных и индивид. форм и способов учебной работы. В учебнике И.Ф. Харламова выделены дидактические след. принципы:
Обучение д/б: - научным и иметь мировоззренческую направленность; - проблемным; - наглядным; - активным и сознательным; - доступным; - систематическим и последовательным; - прочным; - осуществлять в огранич. единстве образование, развитие, воспитания.
В 60 – 70 –е годы XXв Л.В. Занков сформулировал следующие принципы: - обучение должно проводиться на высоком уровне трудности; - в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; - преобладающее значение в обучении теоретических значений; - осознание учащимися самого процесса усвоения знаний и овладение приемами учения; - развитие - общее для всех уч-ся, как слабых, так и сильных.
Во всех классификациях присутствует принцип (образования) развив. и воспит. хар-ра. В первой классификации – принцип сознательности, творч. активности. Он перекликается с принципом Л.В. Занкова об осознании уч-ся самого процесса усвоения знаний и овладении приемами учения. Это очень важный принцип.
Принцип, затрагивающий форм работы только в первой классификации, равно как и принцип связи обучения с жизнью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.