1. В чем отличие знаний от данных.
Информация (данные) явл-ся неотъемлемой частью материального мира, характериз-его его упорядоченность или структуру в мире, обусловлена их способностью распознавать стр-ру окружающего мира и использовать рез-т распознавания (знаний о мире). Знания – это информация, воспринятая из внешнего мира. Знание субъективно. Знание уникально, и обмен знаниями м/у индивидами не происходит без потерь, в отличие от данных, в кот. закодирована информация и кот. м. передаваться без потерь. Знание передается посредством к-л метода представления знаний, типичным естественным языком.
Отличаются:
- знания более структурированы;
- в знаниях наибольшее зн-ие имеют не атомарные эл-ты знаний, а взаимосвязи м/у ними;
- знания более самоинтерпритируемые, чем данные, т.е. в знаниях содержится информация о том, как их использовать;
- знания активны, в отличие от пассивных данных, т.е. м. порождать действия системы, использующей их.
2. Каковы два основных направления исследований в ИИ
1. Нейронные сети.
Идея. «Единственный объект, способный мыслить – это человеческий мир»; 1021 нейронов в мозгу, кот. связаны м/у собой. Розенблед, Мак-Каллок – 1936 – 1965 модель percepton
Модель перцетона:
каж. точка предыдущего слоя связана со всеми точками данного слоя
1 слой 2 слой
Распределенная ВС. Индексирование БД. Это синтаксические системы, основанные на формальном подходе. (Модель нервных цепей).
2. Семантические модели.
Идея. Противоположная нейронной идеологии: «не имеет зн-ия, как устроено вычислительное устройство, главное чтобы на заданные входные действия оно реагировало как чел. мозг » - концепция «черного ящика».
Тезис Тьюринга, кот. определил семантический подход (ф-ии мозга).
Языки: Lisp, Fortran.
3. Приведите примеры нечетких знаний.
а)
Старый
Молодой б) Пусть S – множество людей. Пусть «высокий» - нечетное подмножество S, кот. ответит на вопрос: «какой человек X явл-ся высоким?». Каж. человеку из области наследования нужно назначить степень принадлежности к нечетному подмножеству «высокий». Для этого используем ф-ию принадлежности, основанную на росте человека:
0, если рост(х)<5 футов;
Высокий(х)= (рост(х) – 5ft)/2ft, если 5 футов<= рост(х) <=7 футов;
1, если рост(х) > 7 футов.
Графически:
4. Приведите пример, характеризующий поверхностные и глубинные знания.
Поверхностные знания:
- я знаю, что на авиазаводе в цехе собирают самолеты;
- y = a0x0 + a1(x0*2) + a2(x0*3) + . . .
Глубинные знания:
- я знаю как, с помощью чего собирается самолет;
-
y = ehx
5. В чем отличие процедурных знаний от декларированных? Приведите примеры.
Процедурные знания – хранят информацию о том, как надо действовать, чтобы получить нужный результат. Декларированные знания – хранят в себе информацию о том, над чем надо выполнить эти действия.
Чтобы собрать самолет необходимо скрепить его основные части (проц. знания), для его сбора необходимы крылья, носовая часть, хвостовая и т.п. и их нужно соединить (декларир. знания).
Различие между декларативным и процедурным предпочтением в том, что последнее определяет не только логические связи между головой предложения и целями в его теле, но еще и порядок в котором эти цели обрабатываются.
6. Охарактеризуйте морфологический, синтаксический, семантический и прагматический анализы в естественных языковых интерфейсах.
a) Морфологический анализ – анализ слова в предложении.
b) Семантический анализ – распознавание смысла в составных частях предложения на основе некоторой предметно - ориентированной БЗ.
c) Синтаксический анализ – анализ распознавания структуры предложения.
d) Прагматический анализ – анализ смысла предложения в реальном контексте на основе собственной БЗ.
7. В чем разница интенсионала и экстенсионала. Пример.
Интенсионал – способствует связи с выделением закономерностей.
Экстенсионал – способ перечисления фактографических сторон (описание на уровне данных)
Пр. : объект (философия): 1. Высокий уровень
2. Примитивный
8. Построить фрейм для следующего примера: “Пингвин и синица- птицы , однако пингвин не умеет летать , о умеет плавать и живет в Антарктиде”.
![]() |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.