Эта работа выдается студентам за месяц до изучения раздела «Элементы геометрии». Цель работы состоит в том, чтобы снова проанализировать учебники математики начальной школы, но уже с другой точки зрения. В процессе работы студенты должны наполнить математическим содержанием каждое геометрическое понятие, рассматриваемое в курсе математики начальной школы.
Где изучается (учебник, с.) |
Геометрическое понятие |
Математическое содержание |
Математи-ка-2 (школа 1-3), с. 97. |
КвадратНайди прямоугольники, у которых все стороны равны. Это квадраты. Данное понятие вводится неявно. |
Определение. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется квадратом. Далее здесь студенты формулируют и иллюстрируют на рисунке все основные свойства квадрата |
Благодаря УИРС № 2 студенты, во-первых, оказываются подготовленными к восприятию раздела «Элементы геометрии» и, во-вторых, преподаватель может сэкономить часть лекционного времени, так как отпадает необходимость в чтении темы, вынесенной в заголовок УИРС № 2.
УИРС № 3. Изготовление моделей одного любого правильного и одного любого неправильного многогранников.
Цель этой работы состоит в обучении студентов изготовлять многогранники из бумаги, картона и других материалов. Во-первых, эта работа способствует лучшему усвоению основных характеристик и названий пяти типов правильных многогранников и, во-вторых, дает хороший дидактический раздаточный материал для проведения лабораторной работы, посвященной изображению плоских и О о пространственных фигур в параллельной проекции (следующий раздел курса «Математика»). Заметим, что учителя начальных классов на уроках труда со своими учениками часто изготовляют из открыток новогодние игрушки в виде икосаэдров и додекаэдров, а также настольные календари в виде додекаэдров, не подозревая при этом, какие многогранники они используют.
Ориентация методов и форм обучения математике на подготовку студента к работе в качестве учителя заключается в использовании на различных занятиях системы современных форм и методов обучения. Этим в основном и определяется специфика занятий в педвузе. В идеале каждое занятие по своей организации должно служить образцом для будущего учителя. Заметим, что применение активных форм и методов обучения особенно актуально в работе со студентами-заочниками. В условиях заочного обучения при чрезмерно большой физической и интеллектуальной загруженности студентов особенно необходимо создание благоприятного эмоционального фона, атмосферы свободной деятельности, раскованности.
Аудиторная, внеаудиторная и научно-исследовательская работа вызывает интерес у студентов (особенно это относится к студенту-заочнику) в том случае, когда она ориентирована на нужды школы и когда ее результаты непосредственно могут быть внедрены в учебный процесс. На практических занятиях по математике полезно отводить специальное время для решения различных занимательных и логических задач, геометрических головоломок, разгадывания математических фокусов, т.е. всего того материала по математике, который развивает и самих студентов и который они смогут использовать в дальнейшей профессиональной практике. Перед выходом студентов в школу на педагогическую практику полезно также провести какое-либо заключительное мероприятие по математике, типа КВН, математического боя, игры «Что? Где? Когда?», математической оперы (например, оперы «Треугольник и Квадрат») и др. Такие мероприятия дают очевидный результат, так как студент идет в школу с готовым материалом для внеклассной работы с детьми, а главное, с желанием повторить то, что у них, у студентов, получилось живо и интересно. У студента появляется желание увлечь детей математикой, что является одной из важных целей всего курса «Математика» в вузе.
Научно-исследовательская деятельность у будущих учителей начальных классов также вызывает интерес в том случае, когда ее результаты могут быть непосредственно внедрены в учебный процесс. Приведем для примера темы и краткое содержание некоторых интегрированных дипломных работ, выполненных студентами психолого-педагогического факультета НГПУ.
1. Элементы геометрических преобразований в курсе математики начальной школы: 1) геометрические преобразования плоскости (параллельный перенос, поворот, центральная симметрия, осевая симметрия, подобие и гомотетия); 2) метод геометрических преобразований при решении задач планиметрии; 3) элементы геометрических преобразований на уроках математики в начальных классах (разработка конспектов системы уроков).
2. Геометрические построения на плоскости и их пропедевтика в курсе математики начальной школы: 1) методы решения геометрических задач на построение на плоскости (алгебраический метод, координатный метод, метод ГМТ, метод геометрических преобразований); 2) пропедевтика геометрических построений в курсе математики начальной школы (система целесообразно-подобранных упражнений).
3. Изучение многогранников в начальной школе как средство развития пространственного мышления младших школьников: 1) учение о пространственном мышлении в современной психологии и состояние методики его развития в процессе обучения математике в начальной школе; 2) основы учения о многогранниках (выпуклые многогранники, правильные многогранники, существование пяти типов правильных многогранников, основные метрические характеристики пяти Платоновых тел); 3) изучение многогранников в курсе математики начальной школы (авторская программа).
4. Теория делимости чисел и ее применение в курсе математики начальной школы:
1) отношение делимости на множестве натуральных чисел (свойства отношения делимости на множестве натуральных чисел, делимость суммы, разности и произведения целых неотрицательных чисел, деление с остатком);
2) теория сравнений на множестве целых неотрицательных чисел (основные теоремы теории сравнений, решение задач с помощью сравнений, признаки делимости и их доказательства с помощью теории сравнений); 3) простые числа (НОД, НОК, бесконечность простых чисел); 4) применение теории делимости к курсу математики начальной школы (система целесообразно подобранных упражнений).
5. Метод координат и его пропедевтика в курсе математики начальной школы: 1) координатный метод в трехмерном пространстве;
2) координатный метод в четырехмерном пространстве (элементарные понятия о четырехмерном пространстве, пространство Минковского, четырехмерный куб и его развертка);
3) пропедевтика метода координат в курсе математики начальной школы (система целесообразно подобранных упражнений).
6. Системы счисления и их приложение к проведению математического кружка в начальных классах: 1) системы счисления (возникновение и примеры различных систем счисления, понятие р-ичной системы счисления, признак делимости Паскаля, признаки делимости в р-ичной системе счисления, восьмеричная и двоичная системы счисления); 2) методика обучения в начальной школе основным вопросам арифметики в двоичной системе счисления (на кружковых занятиях); 3) формирование алгоритмического мышления младших школьников; 4) планы-конспекты занятий математического кружка «Арифметика в двоичной системе счисления».
В процессе работы над дипломным сочинением студенты на реферативном уровне изучают какой-либо новый для них раздел математики и на его основе разрабатывают методику проведения системы уроков или занятий математического кружка. По разработанным методикам во время педагогической практики они организуют обучающий эксперимент. Так, обучающий эксперимент, проведенный по последней тематике, показал, что учащиеся начальных классов могут успешно составлять и использовать простейшие алгоритмы, увлеченно решать задачи в двоичной системе счисления, закрепляя при этом алгоритмы арифметических операций над натуральными числами в общепринятой десятичной системе счисления.
Итак, следование принципу профессионально-педагогической направленности в обучении математике студентов психолого-педагогических факультетов способствует одновременному решению двух важных задач: усвоению студентами курса «Математика» на более осознанном уровне и формированию основ профессионального мастерства будущих учителей начальных классов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.