Профессионально-педагогическая направленность в обучении математике будущих учителей начальных классов, страница 2

Эта работа выдается студентам за месяц до изучения раздела «Элементы геометрии». Цель работы состоит в том, чтобы снова проанали­зировать учебники математики начальной шко­лы, но уже с другой точки зрения. В процессе работы студенты должны наполнить математи­ческим содержанием каждое геометрическое понятие, рассматриваемое в курсе математики начальной школы.

Фрагмент УИРС № 2

Где изучает­ся   (учеб­ник, с.)

Геометрическое по­нятие

Математичес­кое содержа­ние

Математи-ка-2 (школа 1-3), с. 97.

Квадрат

Найди прямоуголь­ники, у которых все стороны равны. Это квадраты. Данное понятие вводится неявно.

Определение. Прямоуголь­ник, у которого все стороны равны, назы­вается квадра­том.

Далее здесь студенты фор­мулируют и иллюстрируют на рисунке все основные свойства квад­рата

Благодаря УИРС № 2 студенты, во-первых, оказываются подготовленными к восприятию раздела «Элементы геометрии» и, во-вторых, преподаватель может сэкономить часть лекци­онного времени, так как отпадает необходи­мость в чтении темы, вынесенной в заголовок УИРС № 2.

УИРС № 3. Изготовление моделей одного любого правильного и одного любого непра­вильного многогранников.

Цель этой работы состоит в обучении сту­дентов изготовлять многогранники из бумаги, картона и других материалов. Во-первых, эта работа способствует лучшему усвоению ос­новных характеристик и названий пяти типов правильных многогранников и, во-вторых, да­ет хороший дидактический раздаточный мате­риал для проведения лабораторной работы, по­священной изображению плоских и  О о пространственных фигур в параллельной проекции (следующий раздел курса «Математи­ка»). Заметим, что учителя начальных классов на уроках труда со своими учениками часто из­готовляют из открыток новогодние игрушки в виде икосаэдров и додекаэдров, а также на­стольные календари в виде додекаэдров, не по­дозревая при этом, какие многогранники они используют.

Ориентация методов и форм обучения ма­тематике на подготовку студента к работе в качестве учителя заключается в использова­нии на различных занятиях системы совре­менных форм и методов обучения. Этим в ос­новном и определяется специфика занятий в педвузе. В идеале каждое занятие по своей организации должно служить образцом для будущего учителя. Заметим, что применение активных форм и методов обучения особенно актуально в работе со студентами-заочника­ми. В условиях заочного обучения при чрез­мерно большой физической и интеллектуаль­ной загруженности студентов особенно необходимо создание благоприятного эмоцио­нального фона, атмосферы свободной дея­тельности, раскованности.

Аудиторная, внеаудиторная и научно-ис­следовательская работа вызывает интерес у студентов (особенно это относится к студенту-заочнику) в том случае, когда она ориентирова­на на нужды школы и когда ее результаты не­посредственно могут быть внедрены в учебный процесс. На практических занятиях по математике полезно отводить специальное время для решения различных занимательных и логических задач, геометрических головоло­мок, разгадывания математических фокусов, т.е. всего того материала по математике, кото­рый развивает и самих студентов и который они смогут использовать в дальнейшей про­фессиональной практике. Перед выходом сту­дентов в школу на педагогическую практику полезно также провести какое-либо заключи­тельное мероприятие по математике, типа КВН, математического боя, игры «Что? Где? Когда?», математической оперы (например, оперы «Треугольник и Квадрат») и др. Такие мероприятия дают очевидный результат, так как студент идет в школу с готовым материа­лом для внеклассной работы с детьми, а глав­ное, с желанием повторить то, что у них, у сту­дентов, получилось живо и интересно. У студента появляется желание увлечь детей математикой, что является одной из важных целей всего курса «Математика» в вузе.

Научно-исследовательская деятельность у будущих учителей начальных классов также вызывает интерес в том случае, когда ее ре­зультаты могут быть непосредственно внедре­ны в учебный процесс. Приведем для примера темы и краткое содержание некоторых интег­рированных дипломных работ, выполненных студентами психолого-педагогического фа­культета НГПУ.

1.  Элементы геометрических преобразова­ний в  курсе  математики  начальной школы: 1) геометрические преобразования плоскости (параллельный перенос, поворот, центральная симметрия, осевая симметрия, подобие и гомо­тетия); 2) метод геометрических преобразова­ний при решении задач планиметрии; 3) эле­менты  геометрических  преобразований  на уроках математики в начальных классах (раз­работка конспектов системы уроков).

2.  Геометрические построения на плоскости и их пропедевтика в курсе математики началь­ной школы: 1) методы решения геометрических задач на построение на плоскости (алгебраиче­ский метод, координатный метод, метод ГМТ, метод геометрических преобразований); 2) про­педевтика геометрических построений в курсе математики начальной школы (система целесо­образно-подобранных упражнений).

3.         Изучение многогранников в начальной школе как средство развития пространственно­го мышления младших школьников: 1) учение о пространственном мышлении в современной психологии и состояние методики его развития в процессе обучения математике в начальной школе; 2) основы учения о многогранниках (выпуклые многогранники, правильные много­гранники, существование пяти типов правиль­ных многогранников, основные метрические характеристики пяти Платоновых тел); 3) изу­чение многогранников в курсе математики на­чальной школы (авторская программа).

4.         Теория делимости чисел и ее примене­ние в курсе математики начальной школы:

1)   отношение делимости на множестве нату­ральных чисел (свойства отношения делимос­ти на множестве натуральных чисел, дели­мость суммы, разности и произведения целых неотрицательных чисел, деление с остатком);

2)   теория сравнений на множестве целых неот­рицательных чисел (основные теоремы теории сравнений, решение задач с помощью сравне­ний, признаки делимости и их доказательства с помощью теории сравнений); 3) простые числа (НОД, НОК, бесконечность простых чисел); 4) применение теории делимости к курсу мате­матики начальной школы (система целесооб­разно подобранных упражнений).

5. Метод координат и его пропедевтика в курсе математики начальной школы: 1) коор­динатный метод в трехмерном пространстве;

2) координатный метод в четырехмерном про­странстве (элементарные понятия о четырех­мерном пространстве, пространство Минковского, четырехмерный куб и его развертка);

3) пропедевтика метода координат в курсе ма­тематики начальной школы (система целесооб­разно подобранных упражнений).

6. Системы счисления и их приложение к проведению математического кружка в началь­ных классах: 1) системы счисления (возникно­вение и примеры различных систем счисления, понятие р-ичной системы счисления, признак делимости Паскаля, признаки делимости в р-ичной системе счисления, восьмеричная и дво­ичная системы счисления); 2) методика обуче­ния в начальной школе основным вопросам арифметики в двоичной системе счисления (на кружковых занятиях); 3) формирование алго­ритмического мышления младших школьни­ков; 4) планы-конспекты занятий математичес­кого кружка «Арифметика в двоичной системе счисления».

В процессе работы над дипломным сочи­нением  студенты   на реферативном  уровне изучают какой-либо новый для них раздел математики и на его основе разрабатывают методику проведения системы уроков или за­нятий математического кружка. По разрабо­танным методикам во время педагогической практики они организуют обучающий экспе­римент. Так, обучающий эксперимент, прове­денный по последней тематике, показал, что учащиеся начальных классов могут успешно составлять и использовать простейшие алго­ритмы, увлеченно решать задачи в двоичной системе счисления, закрепляя при этом алгоритмы арифметических операций над нату­ральными числами в общепринятой десятич­ной системе счисления.

Итак, следование принципу профессио­нально-педагогической направленности в обучении математике студентов психолого-педагогических факультетов способствует одновременному решению двух важных за­дач: усвоению студентами курса «Математи­ка» на более осознанном уровне и формиро­ванию основ профессионального мастерства будущих учителей начальных классов.