Подготовка студентов к инновационной педагогической деятельности в специальных и методических вузовских курсах

Страницы работы

Содержание работы

С. Е. ЦАРЁВА

(Новосибирский государственный педагогический университет)

Подготовка студентов к инновационной педагогической

деятельности в специальных и методических вузовских курсах

1. Инновационная деятельность в каждый период развития системы образования различна и определяется теми педагогическими идеями, которые в данный период наиболее актуальны.

2. На современном этапе инновационная деятельность — это деятельность, реализующая идеи

а) формирования и развития учебной деятельности;

б) гуманитаризации и гуманизации образования;

в) информатизации образования;

г) проективного образования;

д) личностно-ориентированного обучения.

3. Указанные идеи могут быть реализованы в разных организационно-правовых формах. Инновационная деятельность в них может быть заявлена открыто, а может и не заявляться. Связь между инновационными организационно-правовыми формами и инновационными педагогическими идеями не является прямой.

Подлинная реализация инновационных идей не всегда сопровождается ярко выраженными организационными формами. В то же время ярко выраженная инновационная организационная форма не свидетельствует о реализации инновационных идей.

Подготовка студентов к инновационной педагогической деятельности должна строиться с учётом высказанных положений.

4. Показателем готовности студента к инновационной деятельности является его умение в своей практической педагогической деятельности реализовать прогрессивные инновационные идеи в тех организационно правовых формах, которые соответствуют его личностным качествам и наличным условиям.

Диагностика уровня такой готовности может проводится в следующих формах:

— написание сценариев уроков, составление и подбор системы вопросов и заданий для учебных занятий с учащимися в заданных условиях (возраст детей, характеристика их индивидуальных и топологических характеристик, имеющиеся учебники, предыдущий опыт обучения и др.);

— составление и реализацию минипроектов инновационной педагогической деятельности в период педагогической практики.

5. Подготовка к любой деятельности, в том числе к педагогической инновационной содержит три слоя:

—  мотивационный;

—  информационный;

—  деятельностный.

Личная готовность студента к инновационной деятельности может быть выражена формулой: «знаю–хочу–умею».

6. Мотивы, побуждающие учителя к инновационной деятельности различны. Сегодня распространены мотивы материальной выгоды, честолюбия, мотивы профессионального роста, самоуважения, поиска своего «Я» — профессионального и личностного. Не всегда названые мотивы побуждают к инновациям с положительным результатом. Мотивационная подготовка в вузе должна заключаться прежде всего в формировании у студентов желания делать добро своим ученикам, в показе негативных последствий для детей неквалифицированного педагогического воздействия, в показе личной привлекательности учителя, инновационная деятельность которого положительно решает проблемы школы, в воспитании вкуса к самосовершенствованию. Сделать это можно через информирование студентов о положительных и отрицательных сторонах инновационной деятельности, вариативное изложение любой информации, диалоговую по форме и диалектическую по содержанию педагогическую и специальную (предметную) информацию, организацию успешной учебной и учебно-педагогической деятельности студентов в инновационном режиме, знакомство с успешным инновационным опытом.

7. Информационный слой создаётся через лекционный курс, обеспечение работы студентов с соответствующей литературой, включение их в инновационную деятельность на практических занятиях и, в особенности, на педагогической практике.

Ядро информационного слоя составляет глубокое проникновение в сущность инновационных педагогических идей, знание состояния существующей системы образования в целом и в части, соответствующей осваиваемой специальности.

8. Деятельностный компонент создаётся при организации обучения студентов в режиме осуществления ими инновационной учебно-педагогической деятельности и её элементов на практических занятиях, в самостоятельной работе и педагогической практике.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
0