С. Е. ЦАРЁВА
(Новосибирский государственный педагогический университет)
1. Инновационная деятельность в каждый период развития системы образования различна и определяется теми педагогическими идеями, которые в данный период наиболее актуальны.
2. На современном этапе инновационная деятельность — это деятельность, реализующая идеи
а) формирования и развития учебной деятельности;
б) гуманитаризации и гуманизации образования;
в) информатизации образования;
г) проективного образования;
д) личностно-ориентированного обучения.
Подлинная реализация инновационных идей не всегда сопровождается ярко выраженными организационными формами. В то же время ярко выраженная инновационная организационная форма не свидетельствует о реализации инновационных идей.
Подготовка студентов к инновационной педагогической деятельности должна строиться с учётом высказанных положений.
4. Показателем готовности студента к инновационной деятельности является его умение в своей практической педагогической деятельности реализовать прогрессивные инновационные идеи в тех организационно правовых формах, которые соответствуют его личностным качествам и наличным условиям.
Диагностика уровня такой готовности может проводится в следующих формах:
— написание сценариев уроков, составление и подбор системы вопросов и заданий для учебных занятий с учащимися в заданных условиях (возраст детей, характеристика их индивидуальных и топологических характеристик, имеющиеся учебники, предыдущий опыт обучения и др.);
— составление и реализацию минипроектов инновационной педагогической деятельности в период педагогической практики.
5. Подготовка к любой деятельности, в том числе к педагогической инновационной содержит три слоя:
— мотивационный;
— информационный;
— деятельностный.
Личная готовность студента к инновационной деятельности может быть выражена формулой: «знаю–хочу–умею».
6. Мотивы, побуждающие учителя к инновационной деятельности различны. Сегодня распространены мотивы материальной выгоды, честолюбия, мотивы профессионального роста, самоуважения, поиска своего «Я» — профессионального и личностного. Не всегда названые мотивы побуждают к инновациям с положительным результатом. Мотивационная подготовка в вузе должна заключаться прежде всего в формировании у студентов желания делать добро своим ученикам, в показе негативных последствий для детей неквалифицированного педагогического воздействия, в показе личной привлекательности учителя, инновационная деятельность которого положительно решает проблемы школы, в воспитании вкуса к самосовершенствованию. Сделать это можно через информирование студентов о положительных и отрицательных сторонах инновационной деятельности, вариативное изложение любой информации, диалоговую по форме и диалектическую по содержанию педагогическую и специальную (предметную) информацию, организацию успешной учебной и учебно-педагогической деятельности студентов в инновационном режиме, знакомство с успешным инновационным опытом.
7. Информационный слой создаётся через лекционный курс, обеспечение работы студентов с соответствующей литературой, включение их в инновационную деятельность на практических занятиях и, в особенности, на педагогической практике.
Ядро информационного слоя составляет глубокое проникновение в сущность инновационных педагогических идей, знание состояния существующей системы образования в целом и в части, соответствующей осваиваемой специальности.
8. Деятельностный компонент создаётся при организации обучения студентов в режиме осуществления ими инновационной учебно-педагогической деятельности и её элементов на практических занятиях, в самостоятельной работе и педагогической практике.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.