Государственная власть осуществляется, как правило, на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти[1], имеющие в различных странах разное оформление и название. Каждая из этих властей относительно самостоятельна, а в идеале они должны уравновешивать друг друга. Принцип разделения властей сформулирован французским мыслителем Ш.-Л. Монтескье и впервые нашёл своё законодательное закрепление в 1787 году в Конституции США. Ныне этот принцип закреплён в большинстве конституций мира, в том числе в Конституции Российской Федерации (ст. 10).
Эффективность функционирования политической власти во многом зависит от слаженности действия составных элементов её механизма — системной совокупности норм, средств и методов (в различных формах их проявления) деятельности субъектов политики по достижению целей функционирования политической власти в обществе.
Основные элементы механизма функционирования политической власти в той или иной степени уже были рассмотрены нами в данной главе. В тоже время необходимо более структурно выделить их основное содержание.
Говоря о субъектах власти, необходимо подчеркнуть их определённое различие при недемократических (авторитарном и тоталитарном) и демократическом режимах. В первом случае в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, практически всех сфер его жизнедеятельности (в зависимости от типа режима) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем. Демократическая же власть воплощает в себе идеи самоуправления и партиципации (участия) — на местном уровне и на производстве, а так же представительства — в масштабе всего общества. Реально она существует в двух основных формах: а) парламентаризма — системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом; б) президентского правления, в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парламентом либо каким-нибудь особым институтом.
К нормам функционирования механизма власти прежде всего относятся принципы эффективного осуществления власти (см. схему № 4), которые в той или иной степени отражены в формализованных и неформализованных нормах.
К формализованным нормам относятся те законодательные акты, документы, на основе которых осуществляются властные отношения в обществе. Так как они создаются самими субъектами власти, их направленность и содержание целиком зависит от функционирующего режима (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).
Среди неформализованных норм в первую очередь необходимо выделить интересы граждан, социальных групп (объекта управления), а так же и непосредственного субъекта власти. Совпадение интересов непременно ведёт к легитимизации, стабилизации властных отношений. Сильная, легитимная власть способна формировать интересы граждан, вычленять главные, коренные, общие интересы социальных групп, принимать конкретные меры по их реализации (см. схему №5).
Кроме интересов к неформализованным нормам функционирования механизма политической власти можно отнести обычаи, традиции, общественное мнение. Испанский философ Хосе-Ортега-и-Гассет, подчёркивая особую значимость последнего писал: "Ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чём, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.