Политическая власть и механизм ее функционирования, страница 2

— доминирование-партнёрство: "А имеет власть над Б в той степени, в какой он может заставить Б сделать нечто, что Б иначе бы не сделал" (Р.Даль, американский политолог); другими словами: властные отношения могут служить взаимному удовлетворению — власть может быть ресурсом, облегчающим достижение цели как А, так и Б.

Содержание власти не сводится только к специфическому взаимодействию субъекта и объекта. Власть опосредуется и целым комплексом различного рода средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями. Средства, в свою очередь, можно подразделить на источники власти и ресурсы власти.

Под источниками власти понимаются сложившиеся на данный период объективные либо субъективные основания, позволяющие субъекту власти осуществлять свои функции (см. схему №3). К таковым, прежде всего, относятся:

1. Сила. Власть всегда была связана с проявлением силы как в физическом, так и социальном смысле. Нередко именно сила (принуждение) рассматривается как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и т.д.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти. Исторический опыт свидетельствует, что власть, обладая силой, преимущественно основывалась на её применении, насилии. В тоже время считается, что прямое и постоянное применение насилия является признаком кризиса власти. В норме власть, безусловно опираясь на силу, покоится на мирных основаниях.

2. Богатство. Владение материальными ценностями в виде денег, собственности или средств производства всегда являлось даже более действенным источником власти нежели сила. Субъекты, обладающие богатством, осуществляют власть в обществе и государстве самыми различными способами и средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики; финансированием определённых политических партий, движений, избирательных кампаний; влиянием на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, государственных учреждениях, общественных организациях и т.д.

3. Знания и информация. Обладание знаниями и контроль поступающей информации позволяет осуществлять реальную власть во всех областях жизнедеятельности общества. Более того, по мнению многих политологов мира, знания в силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности — подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти.

4. Авторитет. Это оценка внутренних качеств субъекта власти, которые определяются подчиняющимися и доминируют в мотивации их деятельности по выполнению воли субъекта. Авторитет формируется на базе совпадения интересов и социальных позиций субъекта и объекта, а также на убеждённости объекта в особых способностях руководителя. В тоже время необходимо различать истинный и ложный авторитеты, характеризующиеся степенью объективности отражения качеств субъекта власти.

Ресурсы власти непосредственно связаны с её источниками и используются в системе властных отношений для поощрения, убеждения, принуждения и наказания объекта власти. В мировой политологической литературе выделяются утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы.

Утилитарные — это материальные и другие социальные блага, с помощью которых власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые социальные группы. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (уменьшение зарплаты, ликвидация дошкольных учреждений и др. социальных благ и т.д.).

Принудительные — это меры административного и общественного порицания или наказания. Они используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы (судебное преследование участников забастовок, на которых повлияли экономические санкции).