Психология убеждения и пропаганды

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

4.ПСИХОЛОГИЯ УБЕЖДЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ

4.1.Как можно управлять людьми

Проведение природоохранной политики, реализация новых идей, способных существенно улучшить использование природных ресурсов и обеспечить охрану окружающей среды и здоровье людей, осуществляются большими коллективами. Успех или неудача самых блестящих природоохранных идей в решающей мере зависят от отношения к ним населения того региона, в котором их предполагается осуществить, и от отношения конкретных людей, которые их должны осуществлять. Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых можно добиться, чтобы люди проводили ту или иную политику.

Людей можно заставить, угрожая теми или иными неприятностями, если они не будут вести себя определенным образом, например, речь может идти о резком повышении платежей, штрафах, судебном преследовании, если не будут уменьшены выбросы токсичных веществ. В этом случае поведение может быть изменено, но давление вызывает определенное сопротивление. Требования будут выполняться лишь в той мере, в какой возможны контроль их соблюдения и наказания за нарушения.

Людей можно уговорить, приводя аргументы в пользу нового предложения, стимулируя работу по осуществлению природоохранных мероприятий. Они будут выполнять эти мероприятия, рассматривая их все же, как основанные на чужих идеях, не ощущая чувства самореализации при их успешном осуществлении. Именно поэтому в этой ситуации трудно ожидать полного использования потенциала исполнителей.

Убедить - означает добиться, чтобы исполнители  воспринимали предлагаемую им идею как свою собственную. В этом случае они будут бороться за ее осуществление с полной отдачей, в полной мере используя свой потенциал, жизненный опыт, знания. Это решающее условие достижения подлинной кооперации всех участников реализации природоохранных мероприятий.

Психологически любое, в том числе и бессознательное принятие новых взглядов, связано с расходом нервной энергии и затратами времени. Поэтому, как об этом говорилось в предыдущем разделе, возможно сопротивление новым взглядам, а человеку нужна определенная компенсация затрат: большая уверенность в себе, чувство перспективы, возможности самореализации, увеличение числа степеней свободы, снятие неуверенности в себе, реальные возможности моральных или материальных достижений, удовлетворение нужд и потребностей.

Таким образом, убеждение и пропаганда являются решающим условием проведения эффективной природоохранной политики.

Люди принимают новые взгляды как в результате логического анализа фактов и аргументов, так и на эмоциональном уровне. Первый путь приводит к глубокой убежденности, которая может отстаиваться в самых сложных ситуациях; второй - более легкий и доступный, не формирует твердых убеждений, но создает достаточно устойчивые стереотипы и установки, определенную линию поведения, которая проводится большинством людей в определенных привычных ситуациях. При работе с отдельными людьми или устойчивыми коллективами эффективно сочетание того и другого подхода.

Для воздействия на большое число людей чаще используют эмоциональное воздействие, ориентированное на массовую психологию и позволяющее создать определенный эмоциональный настрой. Эти приемы широко используют при массовой пропаганде и рекламе.

Убеждая людей, необходимо выбрать оптимальные приемы представления новых взглядов и предложений, следует найти приемы и способы, позволяющие людям захотеть принять новые идеи. Чаще всего для убеждения используют устные выступления, беседы и диалоги, а также различные публикации в печати и выступления по радио и телевидению.

4.2.Как выбрать оптимальные приемы убеждения?

Приемы убеждения могут быть крайне разнообразными: это письма и заявления в органы управления и редакции газет, докладные записки и пояснения к проектам программ или проектам новых заводов, статьи в научных журналах и газетах, доклады на конференциях, популярные беседы или выступления во время серьезных деловых встреч или различных интервью и т.п. Во всех случаях целью является убедить слушателей или читателей в правильности Ваших взглядов и предложений, сделать так, чтобы они воспринимали их как свои собственные.

Чтобы выбрать лучший способ убеждения и добиться успеха надо найти исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

·  В чем Вы собираетесь убедить?

·  Кого Вы собираетесь убедить?

·  Кто убеждает?

4.2.1. В чем Вы собираетесь убедить?

Надо решить для себя, в чем Вы намерены убедить слушателей или читателей и как наилучшим образом довести до них суть Ваших предложений.

Определение цели. Прежде всего надо четко определить тот конкретный результат, который Вы хотели бы получить в результате выступления, составления докладной записки, публикации статьи. Следует также заранее оценить, что можно считать признаками успеха или неудачи.

Так, если цель выступления - показать слушателям важность более внимательного и осторожного подхода к использованию природных ресурсов, то признаком успеха можно считать проявленную аудиторией заинтересованность, появление большого числа вопросов.

Похожие материалы

Информация о работе