Психология убеждения и пропаганды, страница 8

При проведении тех или иных дискуссий надо быть готовым к тому, что оппонент может оказаться недобросовестным человеком, использующим подобные приемы. Поэтому надо перед дискуссией детально ознакомиться со всей информацией по теме дискуссии и надо быть готовым задавать необходимые вопросы и вносить необходимые уточнения, разоблачая в глазах аудитории демагога. При этом следует помнить, что при публичной дискуссии верх может одержать не тот, кто лучше знает, а кто умеет лучше продемонстрировать уверенность в высказываемом.

4.5.Пути повышения эффективности убеждения в устном выступлении.

4.5.1.Особенности устного выступления.

Убеждение чаще всего используется в устном выступлении. Устное выступление- это и доклад перед аудиторией, и беседа в средствах массовой информации.

Устное выступление обладает определенным преимуществом перед другими способами убеждения и пропаганды.

Во-первых, как и любой другой непосредственный контакт с людьми, оно создает эффективное эмоциональное воздействие. Способность группы людей к эмоциональному заражению усиливает воздействие и создает условия для передачи аудитории чувств и настроения оратора.

Во-вторых, это возможность установления обратной связи. Оратор воспринимает реакцию аудитории на его выступление и может соответственно изменить темп, дать необходимые пояснения, привести дополнительные доводы, перестроить изложение.

В-третьих, это возможность немедленного ответа на возникающие вопросы, проведение убеждения в режиме диалога. Это позволяет немедленно дать пояснения, разрешить сомнения и недоразумения, поддерживать оперативный контакт с аудиторией.

В-четвертых, если устное выступление удачно, аудитория воспринимает оратора как лидера, за которым можно идти и которому можно доверять.

Завоевание авторитета очень важно, так как и любые последующие действия оратора с большой вероятностью получат поддержку.

В то же время устное выступление обладает определенными слабыми местами. Докладную записку, статью можно перечитать много раз, уловив при повторном прочтении то, что было упущено сначала.

Устное же выступление скоротечно, то, что упущено, уже не восстановишь.

При очень логично построенном выступлении, когда последующие разделы основываются на том, что было сказано в начале выступления, человек, который невнимательно слушал начало, просто не поймет то, что будет сказано потом.

Неудачное выступление именно из-за особенностей восприятия может привести к созданию отрицательного имиджа оратора, который будет ему мешать в последующем.

4.5.2.Повышение эффективности устного выступления

Повышение эффективности устного выступления достигается если должное внимание уделяется следующему:

4.5.2.1. Привлечь внимание слушателей.

Правильно выбрать первые фразы, которые должны привлечь внимание слушателей.

Любая аудитория должна с самого начала понять, о чем будет идти речь и почувствовать, что услышанное для нее будет интересным и ценным и что Вас стоит, да и просто необходимо слушать. В этом случае будет завоевано ее внимание, и ни одна Ваша мысль не будет потеряна людьми. Надо найти такое начало, чтобы привлечь внимание и показать ценность и значимость выступления. Первые же фразы должны быть ответом на желания и потребности людей. В этом случае они с максимальным вниманием будут слушать. В то же время сухое, неконкретное  начало может привести к выводу о том, что сообщение будет слишком академическим и мало понятным, и отпугнуть аудиторию.

4.5.2.2.Сделать выступление наглядным.

Очень важно сопроводить выступление наглядными материалами, облегчающими понимание и восприятие основных идей. Это могут быть графики, таблицы, схемы, рисунки. Они должны быть простыми и ясно иллюстрирующими основные идеи. Наглядные материалы позволяют слушателям значительно шире использовать возможности получения и анализа информации, так как в этом случае подключается зрение, с помощью которого люди получают большую часть сведений об окружающем мире.