На слух очень плохо воспринимаются цифры. Поэтому их лучше свести в таблицы, которые в ходе доклада слушатели могут проанализировать и записать. В устном тексте стоит привести лишь отдельные, наиболее яркие цифры. Так, сообщая о состоянии воздушного бассейна в промышленных центрах Урала, Сибири, Подмосковья, можно сказать о том, что их жители только два часа в сутки дышат своим кислородом (население и промышленность этих регионов потребляет кислорода в 12 раз больше, чем его в ходе фотосинтеза производит растительность этих регионов).
Нерационально излишне увлекаться демонстрацией слайдов, видео и кино фрагментов. При этом отвлекается внимание, из-за скоротечности демонстрации показанное слабо удерживается в памяти, исключается запись показываемого материала, нарушается стройность и цельность изложения. В любом случае, подготовка этого иллюстративного материала связана со значительной сложностью. Такой иллюстративный материал имеет смысл использовать для усиления эмоционального воздействия как акцент в ходе изложения материала или заключительный аккорд. Удобно пользоваться кодоскопом. Изготовление слайдов для него просто, при использовании кодоскопа можно рисовать или записывать формулы в ходе доклада. Наконец, при использовании кодоскопа та ли иная иллюстрация может быть показана в течение длительного времени.
Аудитория должна чувствовать, что Вы хорошо и свободно владеете материалом, что Вы излагаете самое главное, за которым скрывается богатая и разнообразная информация, что Вы знаете то, о чем Вы говорите и уверены в этом.
Эмоциональный настрой оратора невольно влияет на эмоции аудитории. Можно добиться значительного положительного результата, если выступление построено в заранее выбранном и подходящем к ситуации эмоциональном ключе (увлеченность, восторженность, ирония, возмущение, скепсис и т.п.). Удачно подобранные шутка или анекдот значительно облегчают понимание основной идеи.
Одним из главных условий успешности устного выступления является установление обратной связи с аудиторией. Для этого необходимо наблюдать за аудиторией, за ее реакцией на Ваши слова, корректировать характер изложения и свое поведение в зависимости от этой реакции, возможно изменить темп изложения, повторить некоторые положения или, может быть, даже продиктовать их, привести дополнительные аргументы и т.п. Полезно выделить среди слушателей людей с живой мимикой, которые невольно будут реагировать на выступление, на основные его особенности.
Рассказывать о чем либо можно как в безличной, так и в личной форме. Так, предлагая новые методы отбора проб воздуха на анализ, можно говорить: "Этот анализ выполняется следующим образом: Берут пробоотборник, с помощью насоса прокачивают через индикаторные трубки определенное количество воздуха и т.п."
Возможен и другой вариант "Этот анализ Вы выполняете следующим образом: Вы берете такие-то индикаторные трубки, так-то устанавливаете их в пробоотборник, затем Вы прокачиваете через них определенное количество воздуха...." Во втором варианте методика усваивается значительно быстрее и лучше. Люди подсознательно реагируют на личную форму обращения, начинают также подсознательно проигрывать в уме эту методику и эту информацию.
Каждый знает по личному опыту, что свободно произнесенная речь производит большее впечатление, чем прочитанная по бумажке. В последнем случае у слушателей возникает впечатление, что оратор плохо владеет материалом, что он пользуется докладом, подготовленным для него "спичрайтером". К тому же при чтении трудно поддерживать контакт и устанавливать обратную связь с аудиторией. В принципе, если человек владеет материалом и умеет говорить, то он в состоянии изложить свободно любые мысли, не пользуясь шпаргалками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.