Условия задач лучше разместить перед классом в один ряд в порядке следования номеров. Слова нахождение суммы, увеличение числа на несколько единиц, нахождение уменьшаемого, решение задач и ответы остаются закрытыми (таблицы подогнуты).
Учитель предлагает учащимся по краткой записи составить задачу, решить ее и назвать ответ, а сам в такой же последовательности открывает готовые записи (решение и ответ). Такое оборудование экономит время и силы детей. Основная же нагрузка падает на мыслительную деятельность при сравнении таблиц и вывода. Сравнение задач в данном случае проводится не по всем признакам. Достаточно установить, что они разные по сюжету, в них разные числовые данные и вопросы, но все они решались сложением.
На вопрос «В каких же случаях мы применяли сложение?» ученики отвечают примерно так: «Когда известно первое и второе число, а надо найти сумму (учитель показывает в условии оба числа и вопрос); когда находим второе неизвестное число, которое должно быть больше известного; при нахождении уменьшаемого, когда известны вычитаемое и разность».
При составлении ответа учащиеся смотрят на опорную таблицу, а учитель открывает слова, характеризующие вид задачи (они написаны над условием задачи).
На этом же уроке учитель знакомит детей с карточками обратной связи. На лицевой стороне карточки 1 стоит знак «плюс» синего цвета, на карточке 2 - зеленого, на карточке 3 - черного цвета. Обратная сторона карточек выглядит так:
Все три карточки помещаются в один конверт. Число конвертов соответствует числу учащихся.
Учитель читает задачи:
№ 1. Сколько ведер воды было в бочке, если из нее для поливки взяли 12 ведер, после чего в ней осталось 15 ведер?
№ 2. В цехе работало 48 мужчин и 30 женщин. Сколько всего рабочих было в цехе?
№ 3. Нина нашла 28 желудей, а Оля на 6 желудей больше. Сколько желудей нашла Оля?
№ 4. У Вани было два куска проволоки. Первый кусок длиной 6 м. Этот кусок короче второго на 4 м. Какой длины был второй кусок проволоки?
Учащиеся в тетрадях записывают решение и ответы задач.
В процессе проверки выполненной работы целесообразно использовать карточки обратной связи.
Учитель спрашивает:
- Каким действием решена первая задача? Почему?
Достаточно окинуть взглядом класс: у всех ли поднят знак плюс черного цвета.
- Почему? (Ученик читает запись на обратной стороне карточки.)
Таким образом, каждый ученик еще раз сам себе объясняет правильность выбора действия. Ответ говорит об осознанности усвоения материала.
Труднее удается урок по обобщению различных случаев применения действия вычитания из-за того, что наблюдения приходится проводить по семи таблицам.
№1 Нахождение остаткаЗадача: Было Израсходовали Осталось 90руб 72 руб. ? Решение: 90 - 72= 18 (м) Ответ: у папы осталось 18 руб. |
№2 Нахождение вычитаемогоЗадача: Было Израсходовали Осталось 18 л ? 8 л Решение: 18 - 8= 10 (л) Ответ: израсходовали 10 л молока. |
№3 Нахождение второго слагаемогоЗадача: Коля – 40 м. Юра - ? Решение: 90 - 40 = 50 (марок) Ответ: у Юры было 50 марок |
№4 Нахождение первого слагаемогоЗадача: 1- ? 2- 23 м Решение: 75 - 23 = 52 (м) Ответ: в 1 куске было 52 м ткани |
№5 Уменьшение числа на несколько единиц Задача: 1 ул. – 46 д. 2 ул. - ? на 5 домов меньше, чем Решение: 46 - 5 = 41 (дом) Ответ: на 2 улице 41 дом |
№6 Уменьшение числа на несколько единиц Задача: Груз. м. – 90, что на 25 больше, чем Легк. м. - ? Решение: 90 - 25 = 65 (машин) Ответ: в парке 65 легковых машин |
№7 Разностное сравнениеЗадача: Мужчин – 48 чел. Женщин – 30 чел. Решение: 48 - 30 = 18 (чел.) - разность Ответ: мужчин на 18 больше, чем женщин |
Для подведения итогов этой важной и сложной работы учитель вывешивает на доске две следующие таблицы:
№1 РазличноеСодержание Числовые данные Вопросы Ответы (ответы соответствуют вопросам) |
№2 СходноеДействие, с помощью которого выполняем решение. |
Во время фронтальной беседы учащиеся выделяют особенности каждой задачи, а учитель открывает слова, написанные над ее условием. Ответы могут быть такие: «В первой задаче требовалось найти остаток. Он находится вычитанием. Во второй задаче находится вычитаемое по данному уменьшаемому и разности, оно находится вычитанием.
В задачах 3 и 4 известна сумма и одно из слагаемых. Неизвестное слагаемое находится вычитанием.
В задачах 5 и 6 надо найти второе неизвестное число. Условие требует уменьшения первого числа на несколько единиц.
В задаче 7 известно и первое, и второе число. Вопрос задачи требует сравнения этих чисел. Разность чисел находится вычитанием.
Уроки обобщающего характера полезны тем, что они способствуют дифференциации и обобщению приобретаемых знаний, делая их более осознанными.
Наборное полотно «Задача требует» постепенно приобретает такой вид:
+сложение |
1. Найти сумму 2. Увеличить число на несколько единиц 3. Найти уменьшаемое |
*умножение |
1. Найти сумму одинаковых слагаемых 2. Увеличить число в несколько раз |
-вычитание |
1. Найти остаток.2. Уменьшить число на несколько единиц 3. Узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого 4. Найти вычитаемое 5. Найти слагаемое |
:деление |
1. Разделить на равные части. 2. Уменьшить число в несколько раз 3. Узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого 4. Узнать, сколько раз одно из данных чисел содержится в другом 5. Найти часть от числа |
Представление основных видов простых задач на одной таблице помогает вырабатывать умение грамотно обосновывать выбор действия при решении не только простых, но и составных задач.
Становятся разнообразнее дидактические приемы работы и при решении составных задач, появляется возможность более часто сопоставлять математические понятия. Учащиеся на уроках математики работают активнее, совершенствуют речь. Времени на обоснование выбора действия затрачивается меньше.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.