Особенности тренингового обучения студентов по специальностям «Рекламное дело», «Менеджмент организации», «Системы автоматизированного производства»

Страницы работы

Содержание работы

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ «РЕКЛАМНОЕ ДЕЛО», «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ», «СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

И.М. Полежаева, Л.В. Харитонова, О.А. Чижова

Сибирский федеральный университет

Современный уровень развития науки, производства, техники, технологий, общественных отношений заметно опережает качественный уровень подготовки специалистов в вузе и усиливает таким образом зависимость темпов развития общества от уровня и масштабов высшего профессионального образования, требует поиска новых форм и методов его опережающего развития. Как было отмечено в докладе В.В. Путина от 24.03.2006, главная содержательная задача высшего образования - сохранение и обеспечение требуемого качества профессиональной подготовки специалиста. Процессы глобализации экономики, проблемы вхождения России в международное образовательное пространство требуют решения вопросов системного обеспечения качества профессиональной подготовки в условиях вуза. Одним из методов обеспечения качественной профессиональной подготовки является тренинговое обучение.


Тренинг– это совокупность игровых, аналитических, рефлексивных процедур, направленных на формирование определенных навыков, как осознанных, так и неосознаваемых, для повышения эффективности исполнения одного или нескольких видов деятельности. Тренинг может представлять собой как условия для развития под чьим-либо явным руководством, так и условия для саморазвития, может быть направлен на работу с явлениями общего порядка, такими как лидерство, групповые и организационные процессы (Рисунок 1).

Рисунок 1. Используемые в тренинге методические компоненты.

Ряд специалистов отмечает, что в задачи тренинга входит не только обеспечивать обучающее вмешательство в сфере развития индивидуальных навыков и умений, но и направлять эти навыки (умения) на решение имеющихся организационных проблем, в рамках того же тренинга. В таком случае совокупность методов воздействия должна быть организована следующим образом (Рисунок 1).

Однако реализация такого подхода требует, как показано (Рисунок 1), сформированности определенных личностных качеств у участников тренинга. Таким образом, в зависимости от того, насколько аудитория готова к обучению, а также от того, какие личностные качества участников сформированы на данный момент в большей мере, можно выделить два варианта организации учебных курсов (Таблица 1)

Таблица 1

Краткая характеристика возможных подходов к организации тренинга

Подход

Содержание

Личностные особенности

участников

1

Обучаемые являются объектами внешнего воздействия. Ответственность за результат тренировочных действий, за их эффективность лежит на тренере.

Высокий уровень тревожности, низкий уровень  самоконтроля, отсутствие начальных навыков работы в группе

2

Обучаемые являются субъектами, организующими тренировочные процедуры в рамках необходимого по их мнению тренингового воздействия. Ответственность за результативность процесса разделена между тренером и участниками

Эмоциональная устойчивость, наличие лидерских качеств, наличие начальных навыков работы в группе.

Следует ли учитывать эти аспекты при выборе методов тренировочного воздействия в рамках учебного процесса в вузе?


Экспериментальное исследование личностных особенностей студентов, обучающихся по специальностям «Рекламное дело», «Менеджмент организации», «Системы автоматизированного производства», проведенное в течение 2000-2004гг. показало, что имеются значительные различия в сформированности таких качеств, как эмоциональная устойчивость, стремление к доминированию.

Рисунок 2. Оценка сформированности личностных качеств до начала тренингового обучения по 5-балльной шкале.

В течение 2001-2007 гг. студентами – управленцами и преподавателями кафедры МиР СФУ под руководством И.М. Полежаевой было исследовано влияние организационных особенностей и методов тренировочного обучения на его эффективность. В исследовании приняли участие студенты 17 учебных групп, общим количеством 340 человек. Из них свыше 70% - девушки. Влияния половозрастных характеристик обучающихся на восприятие тренинговых методов не выявлено. Эксперимент был проведен в два этапа. На первом этапе тренинговое воздействие было организовано следующим образом:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менеджмент
Тип:
Доклады
Размер файла:
111 Kb
Скачали:
0