Т.В. ПЯТНИЦА
ГРАМОТА?
ДА!
Подготовка к обучению грамоте
детей дошкольного возраста
Часть 2
Минск 2005
Занятие 12
Тема: Гласные и согласные звуки
a формировать у детей представления о гласных и согласных звуках, показать их различия в артикуляции; дифференцировать гласные звуки, учить детей по артикуляции определять гласный звук; формировать представления о словах-антонимах.
1. Дифференциация длинных и коротких слов,
обозначение слов полосками.
- Ребята, слушайте задание: назовите предметы, изображенные на картинках, обозначьте полосками длинные и короткие слова.
- «Прочитайте» слова и прошагайте их. Какое из слов оказалось самым длинным?
ЗУБ КРАН ТЕЛЕВИЗОР КАТУШКА ХЛЕБ
КАРАНДАШИ КЛЮЧ СТОЛ ПАРОВОЗ АКУЛА
СНЕГОВИК МЯЧ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Формирование понятия «гласные звуки»
- Давайте вспомним, какие песенки-звуки пели зверушки из сказки «Теремок»
А О У И Ы Э
- Произнесите эти звуки протяжно, пропойте их.
- А теперь пропойте звуки Г, К, Х. Почему ничего не получилось? (Эти звуки не поются)
- Когда мы произносим звуки А, О, У, И, Э, Ы говорить нам их легко, рот открыт, нашему голосу ничего не мешает петь.
- Поднесите ладонь к губам и произнесите звуки А, О, У. Что вы почувствовали? (Дует ветерок – воздушная струя)
- Положите ладонь на шею и почувствуйте, как дрожит голосок, когда произносит звуки А, О, У, И, Э, Ы.
- Мы сейчас познакомились со звуками, которые легко можно петь. Это звуки свободные, певучие, голосистые. Они так и называются
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Запомните это название. Давайте скажем вместе: «Гласные звуки»
- Гласных звуков всего 6. Назовите их.
- Чтобы лучше запомнить гласные звуки, мы нарисуем их портреты. И обозначим гласные звуки красным цветом на схемах.
|
А О У И Э Ы
- Ребята, я буду артикулировать гласные звуки без голоса, а вы по моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хочу сказать.
А И У У О Ы О А Э И У О
3. Формирование понятия «согласные звуки»
- Дети, я хочу рассказать вам сказку. (Показ на фланелеграфе)
ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
«ПППППП», - ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»
«ТТТТТТТТ», - ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»
«КККККККК», - ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
- НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, - СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?
- СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.
- ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ
«С О Г Л А С Н Ы Е З В У К И», - СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.
И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ.
Педагог (а затем и дети) поют на мотив песенки из м/ф «Чебурашка» ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ , объединяя звуки П,К,Т с гласными:
ПА ПО ПУ ПЫ ПИ ПЭ
ТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЭ
КА КО КУ КЫ КИ КЭ
- Теперь вы знаете, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные – голосистые, певучие, произносятся свободно. Согласные звуки – произносятся отрывисто, звучат тише, воздушная струя при их произнесении встречает на своем пути преграду. Согласные звуки легче произносить вместе с гласными.
- Мы можем нарисовать портреты согласных звуков, чтобы лучше их запомнить. [1] Согласные звуки будем обозначать синим цветом.
|
|
|
|
|
|
М – корова мычит |
П – паровоз пыхтит |
В – ветер воет |
Т – молоток стучит |
Д – барабан звучит |
Г – гусь гогочет |
|
|
|
|
|
|
Х – греем руки |
К – каблучки стучат |
С – насос свистит |
Н – девочка плачет |
Б – колокол звенит |
Ф – фонтан шумит |
|
|
|
|
|
|
З – комар звенит |
Ц – тише, спит малыш |
Ш – воздух шипит |
Ж – пчела жужжит |
Л – корабль гудит |
Р – мотор самолета гудит |
4. Развитие интонационной выразительности
речи, силы голоса
- Если согласный звук Т станет рядом с гласным звуком У, получится песенка паровоза: ТУ-УУУУУ. Давайте сначала изобразим голосом далекий гудок, он звучит очень тихо, потому что паровоз далеко, потом громче, еще громче, очень громко, потом голос слабеет, как будто паровоз уезжает, удаляется.
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
5. Формирование представлений о словах-антонимах
- Ребята, Карандаш хочет научить вас играть в новую игру. Она называется «Наоборот».
Карандаш:
- Слушайте стихи и вставляйте нужное слово.
НАМ С ТОБОЙ ПРИШЕЛ ЧЕРЕД
СЫГРАТЬ В ИГРУ «НАОБОРОТ».
СКАЖУ Я СЛОВО ВЫСОКО,
А ТЫ ОТВЕТИШЬ: НИЗКО.
СКАЖУ Я СЛОВО ДАЛЕКО,
А ТЫ ОТВЕТИШЬ … (БЛИЗКО).
СКАЖУ Я СЛОВО ПОТОЛОК,
А ТЫ ОТВЕТИШЬ: …(ПОЛ).
СКАЖУ Я СЛОВО ПОТЕРЯЛ.
И СКАЖЕШЬ ТЫ: … (НАШЕЛ).
СКАЖУ ТЕБЕ Я СЛОВО ТРУС,
ОТВЕТИШЬ ТЫ: … (ХРАБРЕЦ).
ТЕПЕРЬ НАЧАЛО Я СКАЖУ, -
НУ, ОТВЕЧАЙ: … (КОНЕЦ).
Педагог:
- Подберите слова с противоположным значением и к моим словам:
ЧЕРНЫЙ - БЕЛЫЙ ЛЕВЫЙ – ПРАВЫЙ
ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ НАВЕРХУ – ВНИЗУ
МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ ОПУСКАТЬСЯ – ПОДНИМАТЬСЯ
ОТКРЫВАТЬ – ЗАКРЫВАТЬ НАЧИНАТЬ – ЗАКАНЧИВАТЬ
ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ БЫСТРО – МЕДЛЕННО
НОЧЬ – ДЕНЬ ТОНКИЙ – ТОЛСТЫЙ и т.д.
6. Подготовка руки к письму, гимнастика для
пальцев. Упражнение «По грибы»
ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ? (пальцы сжаты в кулак)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК В ЛЕС ХОДИЛ (отгибается мизинец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ГРИБ НАШЕЛ (отгибается безымянный палец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЧИСТИТЬ СТАЛ (отгибается средний палец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЖАРИТЬ СТАЛ (отгибается указательный)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ВСЕ СЪЕЛ,
ОТТОГО И ПОТОЛСТЕЛ (отгибается большой палец)
МОЖЕШЬ ПАЛЬЦЫ СОСЧИТАТЬ:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.( считается каждый палец отдельно)
8. Формирование графических навыков. Прописывание
на линии элементов овальной и полукруглой формы.
«ГРИБЫ»
![]() |
Занятие 13.
Тема: Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные
a учить дошкольников различать гласные и согласные звуки; знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить различать их на слух, показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости-глухости.
1. Закрепление понятий «звук» и «слово»
- Назовите любой звук.
- Назовите слово.
- Назовите два слова.
- Назовите три любых звука.
2. Дифференциация гласных и согласных звуков.
- Какие вы знаете звуки? (Гласные и согласные)
- Назовите гласные звуки. Покажите их на схеме. Каким цветом они обозначаются?
- Почему гласные звуки так называются?
- Как произносятся согласные звуки? Покажите на схеме согласные звуки. Назовите некоторые из них. Каким цветом они обозначены?
- Сегодня у нас в гостях Карандаш. Он поиграет с вами.
Карандаш:
- Я буду называть гласные и согласные звуки. Когда я буду произносить гласный звук, повторяйте его хором, когда буду произносить согласный – поднимайте вверх синий сигнальный круг.
(После проговаривания 10-15 звуков задание усложняется: Карандаш выполняет обманные движения – поднимает синий сигнал при произнесении гласных звуков)
3. Формирование представлений о звонких и глухих
согласных звуках.
- Мы с вами уже знаем, что гласные звуки очень музыкальные, звонкие, они состоят из чистого голоса. Поэтому их так легко петь. А вот согласные звуки произносятся по-разному. Мы сейчас споем две песенки: песенку комара: ЗЗЗЗЗ и песенку воды:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.