Т.В. ПЯТНИЦА
ГРАМОТА?
ДА!
Подготовка к обучению грамоте
детей дошкольного возраста
Часть 2
Минск 2005
Занятие 12
Тема: Гласные и согласные звуки
a формировать у детей представления о гласных и согласных звуках, показать их различия в артикуляции; дифференцировать гласные звуки, учить детей по артикуляции определять гласный звук; формировать представления о словах-антонимах.
1. Дифференциация длинных и коротких слов, обозначение слов полосками.
- Ребята, слушайте задание: назовите предметы, изображенные на картинках, обозначьте полосками длинные и короткие слова.
- «Прочитайте» слова и прошагайте их. Какое из слов оказалось самым длинным?
ЗУБ КРАН ТЕЛЕВИЗОР КАТУШКА ХЛЕБ
КАРАНДАШИ КЛЮЧ СТОЛ ПАРОВОЗ АКУЛА
СНЕГОВИК МЯЧ
2. Формирование понятия «гласные звуки»
- Давайте вспомним, какие песенки-звуки пели зверушки из сказки «Теремок»
А О У И Ы Э
- Произнесите эти звуки протяжно, пропойте их.
- А теперь пропойте звуки Г, К, Х. Почему ничего не получилось? (Эти звуки не поются)
- Когда мы произносим звуки А, О, У, И, Э, Ы говорить нам их легко, рот открыт, нашему голосу ничего не мешает петь.
- Поднесите ладонь к губам и произнесите звуки А, О, У. Что вы почувствовали? (Дует ветерок – воздушная струя)
- Положите ладонь на шею и почувствуйте, как дрожит голосок, когда произносит звуки А, О, У, И, Э, Ы.
- Мы сейчас познакомились со звуками, которые легко можно петь. Это звуки свободные, певучие, голосистые. Они так и называются
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Запомните это название. Давайте скажем вместе: «Гласные звуки»
- Гласных звуков всего 6. Назовите их.
- Чтобы лучше запомнить гласные звуки, мы нарисуем их портреты. И обозначим гласные звуки красным цветом на схемах.
|
А О У И Э Ы
- Ребята, я буду артикулировать гласные звуки без голоса, а вы по моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хочу сказать.
А И У У О Ы О А Э И У О
3. Формирование понятия «согласные звуки»
- Дети, я хочу рассказать вам сказку. (Показ на фланелеграфе)
ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
«ПППППП», - ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»
«ТТТТТТТТ», - ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»
«КККККККК», - ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
- НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, - СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?
- СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.
- ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ
«С О Г Л А С Н Ы Е З В У К И», - СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.
И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ.
Педагог (а затем и дети) поют на мотив песенки из м/ф «Чебурашка» ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ , объединяя звуки П,К,Т с гласными:
ПА ПО ПУ ПЫ ПИ ПЭ
ТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЭ
КА КО КУ КЫ КИ КЭ
- Теперь вы знаете, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные – голосистые, певучие, произносятся свободно. Согласные звуки – произносятся отрывисто, звучат тише, воздушная струя при их произнесении встречает на своем пути преграду. Согласные звуки легче произносить вместе с гласными.
- Мы можем нарисовать портреты согласных звуков, чтобы лучше их запомнить. [1] Согласные звуки будем обозначать синим цветом.
М – корова мычит |
П – паровоз пыхтит |
В – ветер воет |
Т – молоток стучит |
Д – барабан звучит |
Г – гусь гогочет |
Х – греем руки |
К – каблучки стучат |
С – насос свистит |
Н – девочка плачет |
Б – колокол звенит |
Ф – фонтан шумит |
З – комар звенит |
Ц – тише, спит малыш |
Ш – воздух шипит |
Ж – пчела жужжит |
Л – корабль гудит |
Р – мотор самолета гудит |
4. Развитие интонационной выразительности речи, силы голоса
- Если согласный звук Т станет рядом с гласным звуком У, получится песенка паровоза: ТУ-УУУУУ. Давайте сначала изобразим голосом далекий гудок, он звучит очень тихо, потому что паровоз далеко, потом громче, еще громче, очень громко, потом голос слабеет, как будто паровоз уезжает, удаляется.
5. Формирование представлений о словах-антонимах
- Ребята, Карандаш хочет научить вас играть в новую игру. Она называется «Наоборот».
Карандаш:
- Слушайте стихи и вставляйте нужное слово.
НАМ С ТОБОЙ ПРИШЕЛ ЧЕРЕД
СЫГРАТЬ В ИГРУ «НАОБОРОТ».
СКАЖУ Я СЛОВО ВЫСОКО,
А ТЫ ОТВЕТИШЬ: НИЗКО.
СКАЖУ Я СЛОВО ДАЛЕКО,
А ТЫ ОТВЕТИШЬ … (БЛИЗКО).
СКАЖУ Я СЛОВО ПОТОЛОК,
А ТЫ ОТВЕТИШЬ: …(ПОЛ).
СКАЖУ Я СЛОВО ПОТЕРЯЛ.
И СКАЖЕШЬ ТЫ: … (НАШЕЛ).
СКАЖУ ТЕБЕ Я СЛОВО ТРУС,
ОТВЕТИШЬ ТЫ: … (ХРАБРЕЦ).
ТЕПЕРЬ НАЧАЛО Я СКАЖУ, -
НУ, ОТВЕЧАЙ: … (КОНЕЦ).
Педагог:
- Подберите слова с противоположным значением и к моим словам:
ЧЕРНЫЙ - БЕЛЫЙ ЛЕВЫЙ – ПРАВЫЙ
ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ НАВЕРХУ – ВНИЗУ
МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ ОПУСКАТЬСЯ – ПОДНИМАТЬСЯ
ОТКРЫВАТЬ – ЗАКРЫВАТЬ НАЧИНАТЬ – ЗАКАНЧИВАТЬ
ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ БЫСТРО – МЕДЛЕННО
НОЧЬ – ДЕНЬ ТОНКИЙ – ТОЛСТЫЙ и т.д.
6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «По грибы»
ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ? (пальцы сжаты в кулак)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК В ЛЕС ХОДИЛ (отгибается мизинец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ГРИБ НАШЕЛ (отгибается безымянный палец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЧИСТИТЬ СТАЛ (отгибается средний палец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЖАРИТЬ СТАЛ (отгибается указательный)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ВСЕ СЪЕЛ,
ОТТОГО И ПОТОЛСТЕЛ (отгибается большой палец)
МОЖЕШЬ ПАЛЬЦЫ СОСЧИТАТЬ:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.( считается каждый палец отдельно)
8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов овальной и полукруглой формы.
«ГРИБЫ»
Занятие 13.
Тема: Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные
a учить дошкольников различать гласные и согласные звуки; знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить различать их на слух, показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости-глухости.
1. Закрепление понятий «звук» и «слово»
- Назовите любой звук.
- Назовите слово.
- Назовите два слова.
- Назовите три любых звука.
2. Дифференциация гласных и согласных звуков.
- Какие вы знаете звуки? (Гласные и согласные)
- Назовите гласные звуки. Покажите их на схеме. Каким цветом они обозначаются?
- Почему гласные звуки так называются?
- Как произносятся согласные звуки? Покажите на схеме согласные звуки. Назовите некоторые из них. Каким цветом они обозначены?
- Сегодня у нас в гостях Карандаш. Он поиграет с вами.
Карандаш:
- Я буду называть гласные и согласные звуки. Когда я буду произносить гласный звук, повторяйте его хором, когда буду произносить согласный – поднимайте вверх синий сигнальный круг.
(После проговаривания 10-15 звуков задание усложняется: Карандаш выполняет обманные движения – поднимает синий сигнал при произнесении гласных звуков)
3. Формирование представлений о звонких и глухих согласных звуках.
- Мы с вами уже знаем, что гласные звуки очень музыкальные, звонкие, они состоят из чистого голоса. Поэтому их так легко петь. А вот согласные звуки произносятся по-разному. Мы сейчас споем две песенки: песенку комара: ЗЗЗЗЗ и песенку воды:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.