Конспекты уроков по обучению речевой грамоте детей дошкольного возраста (Занятия № 1-30: Звук «У». Знакомство с буквой «У». Составление сравнительного рассказа по картинам)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Занятие №1.

Тема: Звук «У»

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука «у», учить выделять звука «у» из ряда гласных звуков. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический слух, память, мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: символ звука «у», «Самолет», демонстрационные картинки.

Ход.

1.  Орг. Момент. Загадки.

Он плывет по простыне,                  Ходит вперевалочку, плавает,                  Что это у Галочки?

Как кораблик по волне                    ныряет, на пруду и в речке                        Ниточка на палочке

Он хозяйкам добрый друг               пищу добывает… (утка)                       Палочка в руке,

Электрический … (утюг)                                                                            Ниточка в воде. (Удочка.)

-Какой первый звук в этих словах?

-Где мы можем слышать звук «у»? (воет волк, зимой воет ветер, самолёт летит) Мы сегодня познакомимся со звуком «У».

2.Артикуляция, характеристика звука «у». Работа с зеркалами.

Произнесите звук у. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.)

- «Полетаем на самолете» (1 ряд – громко, 2 ряд – тихо) - дорожка длинная или короткая?

Что вы можете сказать об этом звуке? (Он тянется.) Какой это звук? Как мы его обозначаем?

4.Д/у «Поймай звук».

- А, У, И, У, Э, А, У, О, И, У.

- Определить место звука: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, паук, курица, кот, петух, гамак, туфли, тапки.

Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим.

Голову подымем выше И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова, Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть. Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка. На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сядь.

5.  Д/у «Поймай правильное слово» (стоять – правильно, сесть – неправильно).

Улитка, милитка, лилитка, улитка, кулитка.

Утюг, мутюг, витюг, утюг.

6. Среди картинок найти со звуком У: белка, курица, утка, слон, дудочка, снегурочка.

7. Д/у «Доскажи словечко».

Если слово к звуку «У» присоединяется,

Слово новое, другое Сразу получается.

Буква «У» отметку КОЛ переделает в... УКОЛ.

Встанет близко к слову ГРОЗЫ—  сразу зазвучат ... УГРОЗЫ.

На картинах старых ЛИКИ превращает «У» в... УЛИКИ.

То, что все считают ВЕЧНЫМ, с «У» становится ... УВЕЧНЫМ.

Буква «У» старинный КЛАД заменяет на ... УКЛАД.

И, забрав бесценный ДАР, «У» наносит нам ... УДАР.

Но когда я строил ДАЧУ, принесла мне «У» ... УДАЧУ,

И теперь посёлок ДАЧНЫЙ называется ... УДАЧНЫЙ.

 8. Звуковой анализ: гусь.

Итог


Занятие № 2

Тема: Буква «У».

Цель: Знакомство с буквой «У». Уточнение понятий «звук - буква».Выделение буквы «У» из текста. Определение позиции звука в слове. Развитие конструктивного праксиса, зрительного восприятия.

Оборудование: символ звуков «у», буква «У», кассы букв, счётные палочки, фрагменты текстов, карточки к игре «Где звук?».

Ход.

Орг. Момент:

Д/у «Назови слово со звуком «У».

1.Припоминание артикуляции и характеристики звука «У».

2.3накомство с буквой «У»:

Повторение правила «Звуки и буквы». Речь бывает устной – когда мы говорим, и письменной – когда мы пишем. Когда мы говорим, то произносим звуки, А ПИШЕМ БУКВЫ. Буквы – это значки для записи звуков. Из звуков составляются слова, которые мы говорим. УУУУУУ – это звук, УУУУтка – это слово

Звуки мы произносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.

3. Д/у «Право-лево».

-Рассматривание (на что похожа, из скольких элементов состоит);

Буква «У» напомнит ушки у зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже так на букву «У» похожи!

Пририсуем сук к стволу — и увидим букву «У».

«У». Рисуем угольком палку к палке уголком.

-Игра «Художники» (прописывание в воздухе буквы пальцем, носиком, на ладони, если найдешь правильную буку «У»);

-Отыскивание буквы «У» в тексте;

-Выкладывание буквы «у» на бархатной бумаге и из палочек.

Физминутка

4. Д/у «Где звук?» (раздаточные карточки с буквой «У», занимающей разные позиции в слове). Логопед называет слова со звуком «У» в начале, середине или в конце слова, а дети показывают нужную карточку.

Слова: уточка, суп, кенгуру, пуля, усики, пишу.

5.Нахождение буквы «У» в кассе букв.

Выложи столько букв, сколько скажет логопед: - А, У, И, У, Э, А, У, О, И, У.

б. Пропечатывание буквы «У» в тетради в клеточку.

Итог


Занятие 3

Тема: Лексико-грамматические категории (Лексическая тема: «Овощи - фрукты»).

Цель: Уточнять знания детей об овощах и фруктах, активизировать словарь по теме. Развивать умение образовывать относительные прилагательные, уменьшительно - ласкательные формы сущ., сущ. в Р. П. мн. и ед. числа. Учить составлять предложения по картинкам. Воспитывать умение отвечать, подняв руку, выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: натуральные фрукты, демонстрационные картинки с изображением фруктовых соков, раздаточные картинки.

Ход.

Орг. Момент:

Назвать овощ (фрукт), про который скажем МОЙ, МОЯ.

1.       Развитие речевого внимания.

Дети, сейчас я буду называть много разных слов, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия:

- овощей: соль, редис, фасоль, мак, помидор, репа.

- фруктов: мед, груша, апельсин, сахар. Это слова-предметы.

2. Д/у «Подбери признак». Дети, мы с вами знаем очень много слов, которые обозначают предметы. Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»?

По форме, цвету, вкусу, где растет, что можно приготовить.

Помидор, морковь, огурец, яблоко, банан, лимон.

3. Д/у «Составь предложение». Помидор круглый, а морковь... Огурец овальный, а капуста... Кабачок большой, а чеснок... Лук горький, а морковь... Огурец зелёный, а свёкла...

4. Д/у «Заботливая хозяйка» (по картинкам). Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? Из свеклы?Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? Из картошки сделаем пюре. Какое пюре?

Заботливая хозяйка приготовила из фруктов различные соки и компоты. Сок из апельсина - апельсиновый сок... Яблока? Ананаса?

Физминутка

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-«толстячки», превратитесь в овощи-«худышки».

5.Д/у «Назови ласково».

Лимон -лимончик...

6.Д/у «Попробуем овощи и фрукты», (раздаточные картинки) Что ты съешь сначала, а что потом? Сначала я съем помидор, а потом огурец...

Итог


Занятие 4.

Тема: Лексико-грамматические категории (Лексическая тема: «Овощи-фрукты»).

Цель: Систематизировать знания детей об овощах и фруктах, активизировать словарь по теме. Упражнять в умении употреблять предложные конструкции и категории

Похожие материалы

Информация о работе