Занятие №1.
Тема: Звук «У»
Цель: Закрепить навык четкого произношения звука «у», учить выделять звука «у» из ряда гласных звуков. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический слух, память, мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: символ звука «у», «Самолет», демонстрационные картинки.
Ход.
1. Орг. Момент. Загадки.
Он плывет по простыне, Ходит вперевалочку, плавает, Что это у Галочки?
Как кораблик по волне ныряет, на пруду и в речке Ниточка на палочке
Он хозяйкам добрый друг пищу добывает… (утка) Палочка в руке,
Электрический … (утюг) Ниточка в воде. (Удочка.)
-Какой первый звук в этих словах?
-Где мы можем слышать звук «у»? (воет волк, зимой воет ветер, самолёт летит) Мы сегодня познакомимся со звуком «У».
2.Артикуляция, характеристика звука «у». Работа с зеркалами.
Произнесите звук у. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.)
- «Полетаем на самолете» (1 ряд – громко, 2 ряд – тихо) - дорожка длинная или короткая?
Что вы можете сказать об этом звуке? (Он тянется.) Какой это звук? Как мы его обозначаем?
4.Д/у «Поймай звук».
- А, У, И, У, Э, А, У, О, И, У.
- Определить место звука: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, паук, курица, кот, петух, гамак, туфли, тапки.
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим.
Голову подымем выше И легко-легко подышим…
Раз, два! – выше голова, Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть. Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сядь.
5. Д/у «Поймай правильное слово» (стоять – правильно, сесть – неправильно).
Улитка, милитка, лилитка, улитка, кулитка.
Утюг, мутюг, витюг, утюг.
6. Среди картинок найти со звуком У: белка, курица, утка, слон, дудочка, снегурочка.
7. Д/у «Доскажи словечко».
Если слово к звуку «У» присоединяется,
Слово новое, другое Сразу получается.
Буква «У» отметку КОЛ переделает в... УКОЛ.
Встанет близко к слову ГРОЗЫ— сразу зазвучат ... УГРОЗЫ.
На картинах старых ЛИКИ превращает «У» в... УЛИКИ.
То, что все считают ВЕЧНЫМ, с «У» становится ... УВЕЧНЫМ.
Буква «У» старинный КЛАД заменяет на ... УКЛАД.
И, забрав бесценный ДАР, «У» наносит нам ... УДАР.
Но когда я строил ДАЧУ, принесла мне «У» ... УДАЧУ,
И теперь посёлок ДАЧНЫЙ называется ... УДАЧНЫЙ.
8. Звуковой анализ: гусь.
Итог
Занятие № 2
Тема: Буква «У».
Цель: Знакомство с буквой «У». Уточнение понятий «звук - буква».Выделение буквы «У» из текста. Определение позиции звука в слове. Развитие конструктивного праксиса, зрительного восприятия.
Оборудование: символ звуков «у», буква «У», кассы букв, счётные палочки, фрагменты текстов, карточки к игре «Где звук?».
Ход.
Орг. Момент:
Д/у «Назови слово со звуком «У».
1.Припоминание артикуляции и характеристики звука «У».
2.3накомство с буквой «У»:
Повторение правила «Звуки и буквы». Речь бывает устной – когда мы говорим, и письменной – когда мы пишем. Когда мы говорим, то произносим звуки, А ПИШЕМ БУКВЫ. Буквы – это значки для записи звуков. Из звуков составляются слова, которые мы говорим. УУУУУУ – это звук, УУУУтка – это слово
Звуки мы произносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.
3. Д/у «Право-лево».
-Рассматривание (на что похожа, из скольких элементов состоит);
Буква «У» напомнит ушки у зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже так на букву «У» похожи!
Пририсуем сук к стволу — и увидим букву «У».
«У». Рисуем угольком палку к палке — уголком.
-Игра «Художники» (прописывание в воздухе буквы пальцем, носиком, на ладони, если найдешь правильную буку «У»);
-Отыскивание буквы «У» в тексте;
-Выкладывание буквы «у» на бархатной бумаге и из палочек.
Физминутка
4. Д/у «Где звук?» (раздаточные карточки с буквой «У», занимающей разные позиции в слове). Логопед называет слова со звуком «У» в начале, середине или в конце слова, а дети показывают нужную карточку.
Слова: уточка, суп, кенгуру, пуля, усики, пишу.
5.Нахождение буквы «У» в кассе букв.
Выложи столько букв, сколько скажет логопед: - А, У, И, У, Э, А, У, О, И, У.
б. Пропечатывание буквы «У» в тетради в клеточку.
Итог
Занятие 3
Тема: Лексико-грамматические категории (Лексическая тема: «Овощи - фрукты»).
Цель: Уточнять знания детей об овощах и фруктах, активизировать словарь по теме. Развивать умение образовывать относительные прилагательные, уменьшительно - ласкательные формы сущ., сущ. в Р. П. мн. и ед. числа. Учить составлять предложения по картинкам. Воспитывать умение отвечать, подняв руку, выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: натуральные фрукты, демонстрационные картинки с изображением фруктовых соков, раздаточные картинки.
Ход.
Орг. Момент:
Назвать овощ (фрукт), про который скажем МОЙ, МОЯ.
1. Развитие речевого внимания.
Дети, сейчас я буду называть много разных слов, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия:
- овощей: соль, редис, фасоль, мак, помидор, репа.
- фруктов: мед, груша, апельсин, сахар. Это слова-предметы.
2. Д/у «Подбери признак». Дети, мы с вами знаем очень много слов, которые обозначают предметы. Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»?
По форме, цвету, вкусу, где растет, что можно приготовить.
Помидор, морковь, огурец, яблоко, банан, лимон.
3. Д/у «Составь предложение». Помидор круглый, а морковь... Огурец овальный, а капуста... Кабачок большой, а чеснок... Лук горький, а морковь... Огурец зелёный, а свёкла...
4. Д/у «Заботливая хозяйка» (по картинкам). Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? Из свеклы?Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? Из картошки сделаем пюре. Какое пюре?
Заботливая хозяйка приготовила из фруктов различные соки и компоты. Сок из апельсина - апельсиновый сок... Яблока? Ананаса?
Физминутка
Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-«толстячки», превратитесь в овощи-«худышки».
5.Д/у «Назови ласково».
Лимон -лимончик...
6.Д/у «Попробуем овощи и фрукты», (раздаточные картинки) Что ты съешь сначала, а что потом? Сначала я съем помидор, а потом огурец...
Итог
Занятие 4.
Тема: Лексико-грамматические категории (Лексическая тема: «Овощи-фрукты»).
Цель: Систематизировать знания детей об овощах и фруктах, активизировать словарь по теме. Упражнять в умении употреблять предложные конструкции и категории
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.