113. Использование различных методов обучения русскому языку в нач. кл. (на примере изучения правила о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих). Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, например на достижение целей обучения. А.В. Текучев выделяет следующие методы обучения русскому языку:* слово учителя (беседа, лекция)*анализ языка (наблюдения, грамматический разбор)* грамматико-орфографические упр.
Л.П. Федоренко подразделяет методы на: * методы теоретического изучения языка; *теоретико-практические (разбор различных видов); *практические.
Методы по отдельным разделам: *коммуникативный; *звуковой аналитико-синтетический метод ОГ* метод объяснительного чтения.
В курсе рус.яз. предложены правила: «На конце существительных женского рода после букв шипящих согласных пишется «ь». «На конце существительных мужского рода после букв шипящих согласных «ь» не пишется». Правило сложное, по нему можно составить алгоритм:
1шаг. Определи род сущ. – правопис. слов с шипящими на конце.- является ли слово сущ. Если да, то определи род – м.р. (нет «ь»); ж.р. (есть «ь»). К этому правилу можно придти проблемными и не проблемными методами. Не проблемным (через наблюдение языкового материала):- прочтите слова (ночь, рожь, камыш, луч, глушь и т.д. Слова, какой части речи написаны? - на какие 2 группы мы их поделим? (по роду). - какие буквы обозначают согл. зв., написаны на конце существительного? (ж, ш, ч, щ,). Подчеркните. - На конце, каких существительных «Ь» пишется? На каких – нет? Что о них скажите? Вывод правила. Проблемные методы. -какие функции выполняет «Ь» в словах: коньки, семья, день, ночь, глушь.(про 3 первых слова дети скажут: показание мягкости или разделение). Про 4 и 5 не смогут ведь («Ч» обозначает мягкость, звук не парный, а «Ш» - твердый). - как вы думаете, для чего здесь «Ь» знак? (возникает проблема). - к какой части речи эти слова относятся? - что их объединяет? (шипящий на конце); подберите другие слова (можно из словаря) –плащ, молодежь,- дети подбирают устно, а при записи возникает вопрос – где нужен «Ь». Дети делят сущ. на группы по родам и делают вывод.
Языковый материал подбирается так, чтобы было понятно лексическое значение слов, было легко определить род (не брать слов, где есть варианты рода – литературный и ошибочный, просторечный (тюль – она или он, м.р. или ж.р.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.