Использование различных методов обучения русскому языку в начальных классах. Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, например на достижение целей обучения

Страницы работы

Содержание работы

113. Использование различных методов обучения русскому языку в нач. кл. (на примере изучения правила о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих).  Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, например на достижение целей обучения. А.В. Текучев выделяет следующие методы обучения русскому языку:* слово учителя (беседа, лекция)*анализ языка (наблюдения, грамматический разбор)* грамматико-орфографические упр.

Л.П. Федоренко подразделяет методы на: * методы теоретического изучения языка; *теоретико-практические (разбор различных видов); *практические.

Методы по отдельным разделам: *коммуникативный; *звуковой аналитико-синтетический метод ОГ* метод объяснительного чтения.

В курсе рус.яз. предложены правила: «На конце существительных женского рода после букв шипящих согласных пишется «ь». «На конце существительных мужского рода  после букв шипящих согласных «ь» не пишется». Правило сложное, по нему можно составить алгоритм:

1шаг. Определи род сущ. – правопис. слов с шипящими на конце.- является ли слово сущ. Если да, то определи род – м.р. (нет «ь»); ж.р. (есть «ь»).  К этому правилу можно придти проблемными и не проблемными методами. Не проблемным (через наблюдение языкового материала):- прочтите слова (ночь, рожь, камыш, луч, глушь и т.д. Слова, какой части речи написаны?  - на какие 2 группы мы их поделим? (по роду).  - какие буквы обозначают согл. зв., написаны на конце существительного? (ж, ш, ч, щ,). Подчеркните.  - На конце, каких существительных «Ь» пишется? На каких – нет? Что о них скажите?  Вывод правила.   Проблемные методы.  -какие функции выполняет «Ь» в словах: коньки, семья, день, ночь, глушь.(про 3 первых слова дети скажут: показание мягкости или разделение). Про 4 и 5 не смогут ведь («Ч» обозначает мягкость, звук не парный, а «Ш» - твердый).  - как вы думаете, для чего здесь «Ь» знак? (возникает проблема).  - к какой части речи эти слова относятся?  - что их объединяет? (шипящий на конце); подберите другие слова (можно из словаря) –плащ, молодежь,- дети подбирают устно, а при записи возникает вопрос – где нужен «Ь». Дети делят сущ. на группы по родам и делают вывод.

Языковый материал подбирается так, чтобы было понятно лексическое значение слов, было легко определить род (не брать слов, где есть варианты рода – литературный и ошибочный, просторечный (тюль – она или он, м.р. или ж.р.).

Похожие материалы

Информация о работе