где РН, РК– соответственно абсолютное давление в начале и в конце трубопровода длиной L, внутренним диаметром D;
λ – коэффициент гидравлического сопротивления;
z – коэффициент сжимаемости газа при параметрах течения газа на участке длиной L;
R – газовая постоянная транспортируемого газа;
Т – средняя температура газа, на участке длиной L.
При проектировании и эксплуатации магистральных газопроводов чаще пользуются понятием «объемный расход», который приведен к стандартным условиям (Тст = 293 К; Рст = 101325 Па). Этот расход называют также «коммерческим». На основании уравнения состояния объемный (коммерческий) расход можно выразить уравнением
, (1.3)
где рст – плотность газа при стандартных условиях ( Рст , Тст );
RВ – газовая постоянная воздуха;
Δ – относительная плотность газа по воздуху.
С учетом (1.3) имеем
,
(1.4)
где
.
Из выражения (1.4), заменив L на х и Рх на Рх, можем найти давление в любой точке газопровода:
(1.5)
или
,
(1.6)
приняв для краткости
.
(1.7)
Это уравнение определяет падение давления газа в трубопроводе при заданном расходе.
Для магистральных газопроводов принято считать, что G не изменяется по длине трубопровода и, следовательно, зависимость Р2 от х имеет линейный характер (рис. 1.1, а).
Рис. 1.1 Распределение квадратов давлений Р2 (а) и давлений Р (б) по длине газопровода
Из выражения (1.6) получаем уравнение распределения давления по длине газопровода:
.
(1.8)
С учетом выражений (1.4) и (1.7) имеем
,
(1.9)
тогда уравнение (1.8) может быть представлено в виде
, (1.10)
т.е. давление в любом сечении х есть функция РН, РК и отношения x/L.
Линия, описываемая уравнением (1.10), является параболой.
Из характера этой кривой видно (рис. 1.1,б), что градиент давления увеличивается по длине газопровода, т.е. гидравлический уклон не постоянен. В начале газопровода, когда давление высокое, плотность газа велика. Вследствие этого удельный объем газа мал, и скорость движения газа небольшая. По мере удаления газа от начала трубопровода давление уменьшается, что приводит к увеличению удельного объема газа и, как следствие, - к увеличению скорости его движения, так как массовый расход постоянен. Это приводит к росту потерь давления на трение, которые пропорциональны квадрату скорости.
3. Описание экспериментальной установки
Экспериментальная установка представляет собой модель магистрального газопровода и состоит из труб общей длиной L = 66 м и внутренним диаметром D = 5 · 10-3 м (рис. 1.2).
Газопровод разделен на 6 участков, длиной l= 11 м каждый. В начале и в конце каждого участка установлены манометры для измерения давления в газопроводе. Газ (воздух) от компрессора подается в баллон, а из баллона через редуктор – в трубопровод. Давление воздуха в начале трубопровода устанавливается в пределах РН = (3 ÷ 6)·105 Па.
4. Методика проведения работы
Включается компрессор и заполняется баллон сжатым воздухом (Р ≈ 1 МПа). Затем открывается выходной кран 6 и с помощью редуктора устанавливается необходимое давление в начале трубопровода (0,3 ÷ 0,6 МПа). Снимаются показания манометров по всей длине трубопровода и показания заносятся в таблицу 1.1. Опыт повторяется 3 раза.
Таблица 1.1
Показатель |
Р1 |
Р2 |
Р3 |
Р4 |
Р5 |
Р6 |
Измеренное давление РМ, МПа |
||||||
Абсолютное давление Р, Па |
||||||
Теоретическое давление, Па |
||||||
ε, % |
5. Обработка результатов эксперимента
Полагая Р1 = РН и Р6 = РК, строят теоретический график изменения давления по длине газопровода (рис. 1.1). Расчет промежуточных давлений Рi (где i = 2, 3, 4, 5) производят по формуле (1.10). На этот же график наносятся экспериментальные значения величин давления для промежуточных точек и находится отклонение теоретического давления от экспериментального.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.