Диалектика. Категории философии (Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Содержание и форма. Сущность и явление), страница 4

Сущность - это внутренняя основа предметов и процессов, их «ядро». Без этой основы они перестают существовать. Явление всегда выступает как внешнее многообразное проявление сущности. Так, сущность человека -способность разумно отражать мир и преобразовывать его в результате целесообразной деятельности. Она может выступать в разных проявлениях, формах. Сущность органически связана с законом. «Закон» и «сущность» -понятия одно-порядковые (Ленин), в известном смысле они совпадают. Сущность и есть система законов и закономерностей, составляющих основу бытия предмета. Наиболее адекватно сущность отражается законами науки. Явление не так тесно связано с предметом, процессом, оно в различной степени адекватности отражает сущность. Иногда явление неадекватно выражает сущность, и даже явление выражает нечто прямо противоположное сущности объекта. Тогда оно выступает как видимость или кажимость. Эти категории тоже объективны по содержанию. Как одна из форм явления, видимость тоже связана с сущностью. Пример видимости: Видимость порождает впечатление, что история, общественная жизнь людей определяются волей, интересами, желаниями людей. Так люди долго и считали. Но теперь известно, что развитие общества - закономерный естественно исторический процесс, основанный на развитии и смене способов производства.

Явление и сущность являются двумя сторонами одного и того же предмета, друг без друга они существовать не могут, в тоже время они переходят друг в друга. Ленин писал: « Мы видим перелив одного в другое: сущность является, явление существенно.» Но единство сущности и явления относительно, они не совпадают, сущность не полно охватывает явление; явление в свою очередь, приблизительно представляет сущность. И именно то, что они не совпадают и есть источник развития мира, науки, человека.

8 вопрос. Часть и целое. Система. Элементы и структура.

Под частью понимают «предметы», которые в своей совокупности составляют новые, более сложные предметы.

Целое - это результат сочетания частей того или иного предмета («корабль Тезея»).

Целое не сводится к простой сумме частей. Целое проявляется в характере взаимосвязей и взаимовлиянии частей. Целое - это сложное единство и многообразие частей. (Раньше «целое» рассматривали как 1)сложное, состоящее из простого - элементаризм; 2) целое как сумма частей (механицизм), 3) целое как сведение сложного к простому (редукционизм)).

На базе понятий «часть» и «целое» сложились понятия элемент, структура, система.

Система - это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурной организацией.

Элемент - далее неразложимый (на части)компонент сложных систем, процессов, явлений, предметов.

Элементами могут быть любые объекты, связанные в сложный комплекс.

Структура - относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Структура упорядочивает внутренние и внешние связи объекта. Выделяют два типа объектов: 1) неорганизованный (с невыраженной системностью) (куча камней, толпа зевак на улице). 2)системные объекты (с ярко выраженными системными признаками)(человеческий организм, где по отдельности каждый элемент не функционирует), общество, механизм, автомобиль.

В XX веке начали создавать большие системы в области техники (радиолокация, телефонная связь, вычислительная техника и др.).

Возник системный подход к науке. Он основывается на признании принципа целостности системы и на понятии связи, системообразующих связей.

В сложных системах образуются связи по горизонтали и по вертикали, т.е. складывается иерархия связи и отношений внутри системы.

Ряд систем является самоорганизующимися системами, обладающими целесообразным характером отношений и поведения. В данных случаях источник развития систем внутри самих систем.