Диалектика. Категории философии (Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Содержание и форма. Сущность и явление)

Страницы работы

Содержание работы

Диалектика выработала свои собственные категории, в которых отразились наиболее общие закономерности существования окружающего мира.

Kategoria - греч. указание, свидетельство.  

Категории в философии- предельно общие понятия, в которых отражаются универсальные, присущие всем предметам и процессам действительности связи и отношения. В этом их главное отличие от категорий частных наук, которые отражают связи и отношения отдельных областей мира, его сторон и процессов.

Поэтому категории одних наук неприменимы в других науках. Категории философии применимы во всех науках в силу присущей им всеобщности.  По своему содержанию они объективны,  т.  к.  отражают универсальные связи и отношения всего материального мира.

2.  Категории философии возникают в итоге обобщения всей истории общества , всей практической деятельности человечества , всей истории познания человеком мира. Категории развиваются , появляются новые. К основным категориям диалектики относятся: Единичное, особенное и всеобщее; Причина и следствие; Необходимость и случайность; Возможность и действительность; Содержание и форма; Сущность и явление; Часть и целое, Элементы и структура, Система. Именно в них конкретизируются основные принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей связи.

Все объекты и процессы материального мира характеризуются присущим им относительным тождеством и различием. Отражением тождества (т. е. одинаковости, сходства, равенства ) предметов материального мира и их различия (индивидуальность и своеобразие) являются категории единичного, особенного, всеобщего.

Единичное - философская категория для выражения объективно присущих определенному предмету , явлению, процессу признаков и особенностей, в которых выражается их индивидуальность , качество, отличие от других предметов , процессов и явлений.

Для обозначения сходства, тождественности множества объектов, процессов служит категория общего (всеобщего). В тех случаях, когда отражается общее у класса единичных явлений, употребляется понятие общее. Для выражения того общего, что характерно всем явлениям мира, всей материи, служит понятие всеобщее.

Категория особенное выражает единство единичного и общего. Любой отдельный человек всегда является носителем единичного, особенного и общего. Как определенный индивид он обладает только ему присущими чертами (единичное), как представитель вида он характеризуется рядом видовых признаков (особенное);являясь биологическим же организмом (особенное), он связан с неорганической природой и часть материального мира выступает носителем общего.

3 вопрос. Причина и следствие.

Причинно-следственные связи - один из видов связи между объектами в материальном мире.

Все, что вызывает, обусловливает возникновение определенных предметов, процессов, явлений, в философии отражается понятием причины.

Следствие - это то, что порождено действием определенной причины. Так причина смены дня и ночи - вращение Земли вокруг своей оси.

Также следует определить, что такое условия и повод. Под условиями понимается такой комплекс явлений , который хотя и не порождает определенные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия влияют и на причины и на характер следствий. В разных условиях они могут быть разными.

Повод в отличии от причины - это событие, которое выступает побудительным толчком для действия причины. Повод не является звеном в цепи причинно-следственных связей. Он носит внешний и случайный характер. Например, поводом для захватнической войны французских колонизаторов против Алжира, послужил такой случай, имевший место 130 лед назад. Алжирский правитель, не выдержав крайне наглого поведения франц. консула, ударил его веером. Французы тут же начали войну, чтобы восстановить «честь Франции» и захватили Алжир.

Причинность универсальна и объективна. В мире нет явлений, не обусловленных причинно-следственной связью. Поэтому в философии есть принцип детерминизма - признания всеобщности и объективности причинно-следственной обусловленности явлений мира.

Причина и следствие находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. -   причина предшествует следствию и существует одновременно с ним. Так жизнь, возникнув в процессе развития неорганической природы начинает активно влиять на причинные условия, ее породившие (появляется почва, изменяется ландшафт, атмосфера, гидросфера).

4 вопрос. Необходимость и случайность.

Категории необходимость и случайность отражают определенный характер связей и отношений в любых материальных системах и процессах.

Необходимость - это то, что закономерно вытекает из существенных внутренних связей данного процесса и, что при наличии определенных условий произойдет неизбежно.

Случайность - это то, что не вытекает из внутренних закономерностей данного процесса, что обусловлено внешними по отношению к нему явлениями, и что, следовательно, могло быть, а могло и не быть.

Случайность, как и необходимость, всегда имеет причину, основывается на законах. Пример случайности: гибель организма, вызванная внешними причинами и условиями.

Случайность и необходимость носят всеобщий характер. Они являются сторонами любых процессов развития. Случайность играет в развитии такую же большую роль, как и необходимость. Случайность тоже вытекает из закономерностей, но только внешних по отношению к данным явлениям.

Информация о работе