Диалектика. Категории философии (Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Содержание и форма. Сущность и явление), страница 3

Содержание и форма, как и другие категории диалектики имеют объективно всеобщий характер.

Содержание - это совокупность тех элементов, сторон, процессов и их отношений, которые составляют основу существования данного предмета и обусловливают развитие и смену его форм.

Форма - это способ организации и существования содержания, внутренняя специфическая связь элементов и сторон данного содержания, которая придает ему известную целостность во взаимодействии с внешними условиями.

Содержание и форма представляют собой две неразрывные стороны любых предметов и явлений действительности. В мире нет ничего, что не имело бы содержания , или не было бы определенным образом оформлено.

Содержание любых предметов и процессов имеет внешнюю и внутреннюю форму. Внешнюю форму составляет их объем, конфигурация, цвет и т.д.; внутреннюю - организация содержания. Внешняя форма не так тесно связана с содержанием, как внутренняя. Она допускает изменения себя, не затрагивая содержания (например: один и тот же материал может быть издан в виде книги, фотокопии,. Записан на магнитофоне). Внешняя форма до известных границ не влияет существенно на содержание. Подобное «безразличие» внешней формы по отношению к содержанию наблюдается в большинстве явлений природы и общества. Но в самолето-ракето строении внешняя форма определяет содержание. Внутренняя форма еще более теснее связана с содержанием. Любые ее изменения так или иначе отражаются на содержании.

Форма и содержание не существуют друг без друга. Форма возникает и изменяется под воздействием содержания. Ее изменение поэтому имеет тенденцию к некоторому отставанию от изменения содержания. Возникает борьба между содержанием и формой. Развитие и разрешение противоречия между ними и является одним из источников развития предметов и процессов действительности, основной причиной смены форм и "переделки" их содержания . Наступает момент , когда дальнейшее развитие становится возможным лишь в итоге замены старой формы новой, путем установления нового соответствия содержания и формы. Затем цикл повторяется. Снова развитие содержания приводит к новой форме. Пример: смена общ-экон. формаций на основе развития производительных сил. Производственные отношения, их форма, отстают, поэтому есть все объективные основания для их замены новыми, т.е. приведение их в соответствии с уровнем развития.

7 вопрос. Сущность и явление.

Сущность - это целостная совокупность наиболее глубоких связей и внутренних законов, определяющих устойчивый способ существования и тенденций развития данного предмета, процесса, явления.

Сущность выражает общее в многообразии предметов, наиболее глубокое, устойчивое и постоянное в изменяющихся явлениях. Сущность никогда не выступает на поверхности предметов, процессов и явлений, и поэтому она скрыта от человека явлением, она не дается непосредственно через чувственное познание. Она познается, поэтому абстрактным мышлением.

Явление - совокупность внешних признаков, свойств и отношений в предмете или между предметами. Явление представляет собой форму проявления и обнаружения сущности. Явление выражает в предметах внешнее, поверхностное, единичное, индивидуальное; то, что подвижно, изменчиво в них явление непосредственно воздействует на органы чувств человека и отражается ими.