ТЕМА 7. КОММУНИКАЦИИ
ЧЕТЫРЕ ТИПА ОБЩЕНИЯ
Общение – это важнейший жизненный навык. Существует 4 основных вида общения и передачи информации:
1. Чтение.
2. Письмо.
3. Говорение.
4. Слушание.
Каждый день в течение многих часов мы занимаемся одним из видов общения. Читать, писать и говорить мы учились в течение многих лет. Но навык слушания, как правило, у нас не очень развит. Большинство слушает с намерением ответить, а не слушать. Они либо говорят, либо готовятся заговорить. Они вплетают свою автобиографию в жизни других людей. Они пропускают все, что слышат, сквозь свое видение мира. В данных ситуациях стандартны фразы: «О! Я знаю, что вы хотите сказать, сам бывал в таких ситуациях. Со мной такое было тысячу раз…»
Разговаривая с собеседником, мы склонны считать, что участвуем в диалоге, тогда как, чаще всего, – это два параллельных и разнонаправленных монолога.
Мы часто судим о человеке, не имея для этого достаточно информации. В созданном нами образе собеседника не учитываются добродетели, пороки, изначальные установки поведения человека. Вы должны видеть мир глазами собеседника. Умение слушать помогает в этом.
Когда мы разговариваем, мы можем слушать на пяти уровнях:
1. Игнорирование.
2. Симуляция слушания.
3. Избирательное слушание.
4. Внимательное слушание.
5. Эмпатическое слушание.
Обычно мы находимся на одном из первых четырех уровней слушания.
1-й уровень: ИГНОРИРОВАНИЕ
На этом уровне человек по существу вообще не слушает. Это может происходить сознательно или подсознательно в следующих случаях:
Ø Вы чем-то заняты.
Ø Вы устали.
Ø Вы в состоянии стресса.
Ø Вы разговариваете, а кто-то старается перехватить ваше внимание.
Ø Вы хотите, чтобы вас оставили в покое.
Ø Вы замечтались.
Ø Вы заняты важным и срочным делом.
Ø Ваше тело вернулось с работы, а голова – нет.
2-й уровень: СИМУЛЯЦИЯ СЛУШАНИЯ
На этом уровне вы притворяетесь, что слушаете:
Ø Вы проводите время, заняты светской беседой.
Ø Вы отвечаете, чтобы не казаться невежливым.
Ø Вы задаете вопросы, но вас не интересуют ответы.
Ø Вы поддерживаете разговор следующими фразами: «Ага! Да-да! Неужели?»
3-й уровень: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ
Вы слышите только отдельные фрагменты разговора. Это может происходить сознательно или подсознательно в следующих случаях:
Ø Кто-то высказывает идеи и предложения.
Ø Вы одновременно работаете и слушаете музыку.
Ø На вас кричат.
Ø Вы слушаете известную вам историю или анекдот.
Ø Вы знаете, что собирается сказать собеседник.
Ø Вы выслушиваете жалобу клиента, сотрудника, члена семьи.
4-й уровень: ВНИМАТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ
Вы обращаете внимание на собеседника полностью, ни на что не отвлекаясь. Но внимание сфокусировано на словах, вы не слушаете дальше слов. Общение на данном уровне происходит чаще всего в следующих ситуациях:
Ø Вам рассказывают что-то интересное.
Ø Вы обсуждаете факты.
Ø Вам объясняют, как доехать до того или иного места.
Ø Вам объясняют, как пользоваться техническими приспособлениями.
Ø Вам говорят не то, что имеют в виду.
Ø Вы выслушиваете жалобу.
5-й уровень: ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ
Эмпатия – это способность чувствовать чужие эмоции.
Очень немногие выходят на 5 уровень – высшую форму слушания. Это слушание с намерением понять, понять мотивы, желания и ситуацию собеседника. Эмпатическое слушание помогает проникнуть в понимание критериев собеседника. Это означает умение видеть мир глазами противоположной стороны. Эмпатическое слушание означает, что вы слушаете:
Ø Ушами, глазами, сердцем.
Ø Вы вслушиваетесь в слова, тон голоса, язык тела.
Ø Вы стремитесь услышать чувства, поведение, смысл.
Ø Вы слушаете, чтобы понять.
Том Питерс говорил, что руководитель может развить в себе умение слушать, если будет выполнять следующие рекомендации6
1. Эффективно слушать.
2. Задавать простые вопросы.
3. Не воздвигать вокруг себя стен, быть ближе к подчиненным.
4. Заставить себя расспрашивать собеседника и много говорить самому.
5. делать заметки.
6. Настаивать на обратной связи и предоставлять ее.
10 ключей к оценке собеседника
Ключ |
Плохой слушатель |
Хороший слушатель |
Слушать активно |
Отстранен от беседы |
Задает вопросы |
Находить интересные темы |
Отключается от надоевших тем |
Ищет новые знания |
Использовать то что мы думаем, быстрее чем говорим |
«Засыпает» , если собеседник говорит медленно |
Обдумывает, предугадывает, взвешивает аргументы, прислушивается к интонациям |
Не раздражаться |
Легко выходит из себя |
Ведет себя сдержанно, терпимо относится к плохим манерам, умеет концентрироваться на главном. |
Быть отзывчивым |
Формально поддерживает диалог |
Проявляет интерес жестами, слушает и говорит, создает обратную позитивную связь. |
Оценивать суть, а не слова |
Отключается, если собеседник не может сформулировать свою мысль |
Оценивает суть, не взирая на огрехи речи |
Поддерживать в собеседнике интерес |
Заранее предубежден, спорит |
Не вступает в дискуссию, пока не поймет позицию другой стороны. |
Стараться оценить высказанные идеи |
Обращает внимание прежде всего на факты |
Прислушивается к центральным темам диалога |
Тренировать умение слушать |
Проявляет ложное внимание; отсутствие энергии |
Работает активно, используя жесты и мимику |
Тренировать интеллект |
Предпочитает иметь дело с легким и простым, избегая сложного |
Воспринимает сложные проблемы как интеллектуальную игру |
НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ
Умения, необходимые для того, чтобы ладить с людьми и строить сними хорошие отношения, можно назвать навыками общения. Люди, обладающие навыками общения, добиваются успеха там, где необходимо полное межличностное взаимодействие: сервис, продажи, управление, переговоры, общение, преподавание, переговоры, создание семьи, создание команды, вдохновение и т.д.
Качество отношений в значительной степени зависит от строкусов, которыми мы обмениваемся друг с другом.
Что такое строкус?
Лучший строкус – полное внимание
Обращать внимание можно по-разному. Покажите при помощи контакта глазами, что вы:
Ø Слушаете.
Ø Заинтересованы.
Ø Абсолютно внимательны.
Покажите при помощи эмпатического слушания, что вы:
Ø Пытаетесь понять, о чем идет речь.
Ø Пытаетесь понять мысли, чувства и мотивы собеседника.
Ø Принимаете речевой стиль говорящего.
Ø Понимаете, что у собеседника положительные намерения.
Ø Пытаетесь узнать от собеседника что-то новое.
Покажите интерес и участие:
Ø Помня имена, дни рождения, должности и т.д.
Ø Зная должностную компетенцию, интересы, масштабы доверия, потребности и т.д.
Ø Стараясь не подводить.
Ø Уделяя время.
Ø Зная школьное расписание собственных детей.
Ø Уважая желания и потребности.
Ø Помогая и подбадривая.
Ø Избегая пустого времяпрепровождения и банальных поступков.
Ритуальные строкусы
Даются по поводу особого события или действия. Они обусловлены и предсказуемы. Поэтому они редко удивляют, и их воздействие не слишком велико.
Пример: новогодние открытки, грамоты, подарки к дню рождения, поздравительные речи и т.д.
Они лучше, чем ничего, но они не обязательно обладают значительным или продолжительным воздействием. Они спланированы и иногда принимаются за пустую лесть, используемую с целью получения выгоды.
Спонтанные строкусы
Идут от сердца. Они непредсказуемы, поэтому воспринимаются как более сильные, более естественные и более искренние.
Пример: неожиданное письмо с хорошими известиями, дружеский кивок руководителя, неожиданная благодарность за хорошую работу…
Для того чтобы лучше оказывать спонтанные строкусы, следует работать над своим отношением к людям. Реагируйте сразу на хорошо выполненную работу, проявляйте положительные жизненные установки. Нелегко открыто выражать добрые мысли об окружающих. Выражайте признание сразу.
Вам знакома ситуация, когда вы с благодарностью думаете о человеке, которого в данный момент рядом с вами нет. Но, увидев позже этого человека, сохраняете молчание, т.к. считаете, что говорить что-либо уже поздно.
Строкусы положительные и отрицательные
Пример положительных строкусов был уже дан выше: поздравления, похвалы, подарки и т.д. Отрицательные же строкусы могут принимать форму критики, высмеивания, недоверия или неблагодарности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.