Современные концепции управления знаниями. Эпистемология и онтология знаний. Неформализованное и формализованное знание

Страницы работы

36 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Опыт – это знания, имеющие базу в виде теории, умений и навыков, обогащенные решением множества конкретных деловых ситуаций.

5. Компетентность – способность за счет знания выполнять и руководить выполнгением некоторого комплекса работ с определенной скоростью, качеством и эффективностью, представляющего собой некоторый процесс или определенную часть процесса, функцию или определенную часть функции, и иметь представления о теории, умения, навыки и опыт в этой области. Приобретается системное видение функции и дела, бизнеса, системное представление среды и явлений. Считается, что такие менеджеры, бизнесмены и исполнители обладают исключительной компетентностью. Таким образом, на рынке труда исполнитель выставляет свою компетентность или исключительную компетентность.

До решаемой инновационной задачи исполнитель мог обладать некоторой компетентностью в данной области. В процессе выполнения инновационной задачи он приобретает дополнительную компетентность.

q

2.5.  Метафоры, аналогии, идеи, концепции и прототипы

В передаче знания большую роль играют и метафоры, и аналогии.

Метафоры. Ученые описывают роль метафоры в процессе создания знания следующим образом [7, с. 93]:

1)     то, что называется «неявным знанием» может быть выражено при помощи метафор;

2)     метафора – способ интуитивного понимания одного посредством создания символического образа другого;

3)     наиболее часто она используется в силлогизмах (рассуждения, в которых две посылки – большая и малая –  объединены общим  термином, обеспечивающим «замыкание» понятий в заключении. Например, «Все металлы – электропроводны, медь – металл, значит, медь электропроводна»). Малые посылки которых являются лишь вероятными. Метафоры применяются также в неаналитических методах создания принципиально новых концепций;

4)     метафора – это ни анализ, ни синтез общих признаков взаимосвязанных понятий;

5)     метафоры создают новые интерпретации опыта, заставляя слушателя представить одну вещь, описанную терминами, присущими другой;

6)     метафора – две мысли о различных вещах, выраженных одинаковым словом или фразой, значение которых – результат их взаимодействия. Они создают новые пути познания реальности.

Таким образом, метафора – это «коммуникативный механизм», нацеленный  на примирение расхождений в значениях. Метафора – важный инструмент создания сети новых концепций. С помощью метафор мы можем беспрепятственно связывать различные концепции, нашим сознанием не связываемые, вплоть до связи абстрактных концепций с конкретными. Этот созидательный процесс познания продолжается до тех пор, пока мы думаем о сходных чертах концепций и чувствуем несбалансированность, несостоятельность или противоречивость их связи, и часто приводит к обнаружению нового смысла.

Использование метафор делает доступным интуитивное понимание чего-либо для людей, обладающих различными знаниями и опытом, посредством образов и символов. То есть, использование метафор очень полезно в установлении прямых связей, необходимых на ранних стадиях процесса создания знаний.

От правильного использования метафор зависит аргументация высказываний, доходчивость мысли, убедительность речи. В связи с этим психолог Симоненко С.И. отмечает, что: «Метафора – это вторжение воображения в зону интеллекта, она должна представлять мысль оратора через образы, близкие слушателям. Таким образом, метафора обращена скорее к правому полушарию человеческого мозга. Она позволяет создать яркую картинку, которая минует рациональные фильтры реципиента

Похожие материалы

Информация о работе