И тем более неверно представлять ТРИЗ как эвристику – против этого всегда резко возражал Г. С. Альтшуллер.
Все это имеет право на жизнь, но не имеет отношения к ТРИЗ. Это нечто другое. И уж тем более ТРИЗ не доктрина - доктрина не развивается, она статична.
Современная ТРИЗ - это своего рода "алхимия". Ей еще только предстоит превратиться в химию. В ТРИЗ должна придти математика, должны появиться формулы (логические, математические, структурные), но это дело будущего (хотя и В. И. Вернадский, и Л. Н. Гумилев теоретически доказали, что в науках, изучающих развитие человека математика не применима).
Итак, современная ТРИЗ - зачаток науки. И должна пройти все стадии развития науки. А раз так, то и рассматривать ТРИЗ надо как научную систему. С этой точки зрения развитие ТРИЗ в последние 10-15 лет практически остановилось. Причина проста - в тризовских исследованиях произошла подмена цели. Вместо развития научной методологии целью стало развитие использования ТРИЗ для зарабатывания денег. А значит во главу угла были поставлены не фундаментальные находки ТРИЗ, а ее прагматические применения.
Так распространение ТРИЗ на "нежелезные" сферы деятельности идет по самому простому пути - прямому переносу найденных приемов в новые сферы - управление коллективами, людьми, экономику, финансы. А это принципиально неверно. В "железных" задачах все элементы пассивны и могут быть изменены только самим решателем. В "нежелезных" задачах элементы активны - это люди – а они могут меняться самопроизвольно, независимо от воли решателя.
Если говорить о структуре современной ТРИЗ, то в ней можно выделить ряд основных частей:
- элементы теории развития систем (10-12 объективных законов развития, около 30 механизмов действия этих законов, порядка 15 статистических тенденций, несколько моделей системы законов - по крайней мере я знаю три: Злотина, Саламатова, и свою собственную, - слышал еще о системе Иванова);
- элементы теории противоречий (правила выявления и формулирования, правила преобразования, приемы разрешения и стандарты);
- элементы анализа систем (функциональный и системный анализ - строго говоря не имеющие отношения к ТРИЗ; потоковый анализ, генетический анализ и т.п.);
Все эти элементы соответствуют в других науках тому, что в ТРИЗ называется "рабочим органом" - инструментарием, который та или иная наука предлагает для практического использования. Так, физика или химия предлагают формулы, позволяющие проводить различные виды расчетов; биология дает определения и закономерности мутирования живых организмов для целей селекции и т.п.
"Источником" в развитии ТРИЗ является внешняя среда. И это хорошо. Это свидетельствует, что ТРИЗ как наука находится еще в конце первого (максимум в начале второго) этапа. Современный кризис ТРИЗ – один из двух структурных кризисов, которые любая система переживает при переходе с первого на второй этап.
Исходя из такого понимания, можно с уверенностью спрогнозировать следующие этапы развития ТРИЗ как науки о синтезе, развитии и преобразовании систем:
1. Создание методологии проведения ТРИЗовских исследований на базе уже найденных инструментов ТРИЗ.
По мнению Вернадского, Флоренского, Гумилева и их школ – «эмпирическое обобщение равно наблюденному факту». А это означает, что стыдливое наименование объективных законов развития «трендами», «тенденциями», «статистическими закономерностями» должно быть отброшено. Ключевое место в новой методологии исследований займут не накопление статистической информации и банка данных по наиболее эффективным решениям, а анализ взаимосвязей между последовательными явлениями, состояниями в развитии той или иной системы.
Накопление баз данных и статистики как метод исследования останется только в сфере прикладных исследований, посвященных внедрению ТРИЗ в новые области. Причем в этом случае такое накопление будет выполнять всего лишь функцию доказательной базы для новых применений, а не источника новых гипотез и идей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.