Алгоритм решения изобретательских задач: новый метод проектирования, страница 3

Систематическая работа по разработке этой теории началась в 1946

году, хотя к этому времени объем исследований был значительно ограничен, а целью исследований стал анализ существующего опыта, относящийся к изобретательской деятельности и идентификации ранних характерных особенностей  хороших  и  плохих инженерных решений с целью улучшения решения изобретательских проблем. Результаты этого первого исследования были удивительными.  Почти сразу же было открыто, что хорошие решения обычно получаются через разрешение физических противоречий (обсуждается  в следующем разделе) в то время как слабые решения все еще имеют эти смешанные противоречия;  они не были разрешены  или  иногда даже  не  были замечены.  Следующее наблюдение было даже более удивительным;  было обнаружено,  что даже наиболее удачливые и талантливые изобретатели  не понимают,  что собственные методики изобретательской работы должны быть основаны  на  систематическом  анализе  физических


- 4 противоречий  и  их разрешении.  Вместо этого их работа базируется на примитивном методе проб и ошибок,  следовательно их  методологический опыт  не  может  быть  использован для разработки теории технического творчества.

На второй  стадии своего исследования Альтшуллер поставил задачу реформировать и утвердить следующее:  должен быть разработан систематический, общий метод решения изобретательских задач. Этот метод должен быть основан на последовательном анализе  данной  проблемы  и  на идентификации анализа и разрешения индивидуальных физических противоречий.  Работа над разработкой АРИЗа началась. Затем было сделано еще одно удивительное открытие:  когда должна решаться задача более высокого уровня (третьего и выше), знание технической области, производственный опыт и даже личные таланты не так значиительны, не так важны.

Ни одно из человеческих существ не способно регулярно  решать  задачи боле высокого уровня,  чьей ценой были бы около 100000 проб и ошибок.

Чтобы решать такие задачи изобретатель должен иметь законченное  техническое образование, знание физики и химии. Вдобавок к этому изобретатель должен иметь способность лично обрабатывать имеющуюся информацию, т.е. систематически. Было так же замечено, что все инновационные методы проектирования для стимуляции творческого мышления  приводят к обратным  результатам,  поскольку  они  только поддерживают улучшения слабого (т.е. несистематического ) мышления (см. Примечание)

Таким путем,  вторая  стадия,  которая была начата с изобретения разработки полезного инновационного способа проектирования, была заключена постулатом тотальной реорганизации технического творчества.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это очень противоречивое заключение и автор согласен с ним только в рамках контекста АРИЗ.

Так же был сделан вывод о том, что найденный после инновационный метод проектирования должен быть независим от пользователя  и области и  что его индивидуальные операции должны базироваться на объективных законах развития технических систем (обсуждается далее).

Третья стадия исследований была начата в конце 70-х годов и  основывалась на следующих предположениях:

1. Решение  проблем низкого уровня не должно считаться техническим творчеством.

2. Решение проблем более высокого уровня с использованием метода проб и ошибок является плохой технической творческой деятельностью.

3. Что надо, так это то, чтобы имелась новая технология для систематического решения проблем более высокого уровня.  Эта  технология должна основываться на знаниии и понимании объективных законов развития технических систем.

В начале третьей стадии исследований в  СССР  были  организованы школы технического творчества (примерно 100 в 1978 году). Как результат  работы многих ученых и практиков был разработан постулат инновационного метода проектирования, хотя он еще находится в стадии разработки и  каждый  год  представляются модифицированные версии.  В этих разработках,  как и на стадии первой и второй, основной источник знания и вдохновения - это патентная информация.