В рассматриваемой системе бюджетирования распределение фонда финансовых ресурсов осуществляется в соответствии с уровнями лимитов затрат, установленных для отдельных центров ответственности.
ФФРисп = SЛзi (2.2.2)
где Лзi – величина лимита затрат для конкретного центра ответственности, р.
Суммирование в формуле (2.2.2) ведется по всем центрам ответственности.
Положительная разница сумм поступлений в ФФР и ассигнований на финансирование лимитов затрат из этого фонда носит название профицита бюджета доходов и затрат. А отрицательная разница называется дефицитом бюджета. Величина профицита (дефицита) определяется как:
Рт = ФФРпост – ФФРисп (2.2.3)
Профицит свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия, дефицит – о недостаточности средств для финансирования его текущей деятельности. Однако наличие как дефицита так и профицита – признак несбалансированного бюджета. В рассматриваемой системе бюджетирования он присутствует только на первых этапах планирования бюджета и исчезает после осуществления процедуры балансировки.
Для полностью сбалансированного бюджета выполняется условие:
ФФРпост = ФФРисп (2.2.4)
А с учетом формул (2.2.1) и (2.2.2) для полностью сбалансированного бюджета можно записать:
Врп = SЛзi (2.2.5)
Лимит затрат центра ответственности является основой рассматриваемой системы бюджетирования. Под лимитом затрат понимается их предельный уровень, ограничивающий возможности центра ответственности в осуществлении закрепленных за ним затрат на конкретную дату. Он выполняет ряд важных экономических функций. Более подробно эта категория будет рассмотрена далее. Здесь мы остановимся лишь на расчете планового уровня лимитов затрат, так как это происходит в процессе осуществления важнейшей процедуры бюджетного процесса – балансировки доходов и затрат предприятия.
Применение лимитов затрат обеспечивает следующие свойства системы бюджетирования:
- целевое использование всей суммы доходов, поступающей предприятию в бюджетном периоде;
- сбалансированность доходов и затрат, являющуюся основой самоокупаемости предприятия в целом;
- стимулирование персонала в повышении уровня доходов предприятия и сокращении его затрат
Использование «плавающего», то есть регулярно пересчитываемого лимита затрат является важным методом реализации стимулирующей функции бюджета доходов и затрат.
Исходной информацией для планирования бюджета доходов и затрат является:
- объем выручки от реализации продукции, предполагаемой к получению в бюджетом периоде отдельными центрами прибыли и дохода;
- величина затрат, связанных с деятельностью каждого из центров ответственности - Зпi;
- величина валовой прибыли, необходимая для финансирования определенных затрат, связанных с деятельностью предприятия - Ппл.
В начале процесса планирования бюджета вся перечисленная информация готовится различными подразделениями предприятия и не согласуется перед ее предоставлением в финансово-расчетный центр. Поэтому для нее, как правило, характерно условие:
Впр ≠ SЗпi + Ппл (2.2.6)
Учитывая, что все составляющие модели (2.2.6) связаны с формированием и использованием фонда финансовых ресурсов, приведенное выше условие и означает образование дефицита или профицита бюджета (2.2.).
Балансировка завершает первый этап планирования бюджета доходов и затрат. Ее задачей является такая корректировка указанной выше плановой информации, при которой условие (2.2.6) обращается в равенство.
Процедура балансировки включает следующие этапы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.