, γ = 1, 2, …, c; (11.7)
4) знак аргумента Xijγ ≥ a.
Необходимо найти значение (Xijγ), минимизирующее целевую функцию.
Для оптимизации решения задачи специализации причалов и складов порта можно использовать специальный математический метод, а именно:
симплекс-метод с выполнением расчетов на ЭВМ по стандартной программе.
Вместе с тем, учитывая степень точности исходной информации, допускается применение упрощенного метода, позволяющего найти оптимальное или близкое к оптимальному решение с меньшей трудоемкостью. В основу данного метода положен метод разрешающих множителей Л. В. Канторовича с трактовкой применительно к задаче специализации причалов и складов порта.
Идею метода удобно пояснить на цифровом примере.
Условие задачи. В течение навигации порт должен освоить четыре грузопотока с разной характеристикой на трех взаимозаменяемых причалах. Оборудование причалов неодинаково, но условия складирования идентичны и не ограничивают возможности причалов.
Необходимо распределить грузопотоки по причалам так, чтобы минимизировать комплексные расходы по порту и флоту на их освоение. Исходные данные сведены в табл. 11.2. В клетках структурной части этой таблицы на пересечении линии i-гo грузопотока и j-го причала записаны сверху удельный бюджет времени причала τij , (ч/т), снизу удельные комплексные расходы Sij , (р./т), затрачиваемые на тонну грузопотока.
По всем причалам плановый бюджет времени Tj = 4900 ч.
Порядок распределения грузопотоков предусматривает первоочередное использование причалов, следование груза через которые связано с минимальными комплексными расходами. Но ввиду различия трудоемкости грузов комплексные расходы по их освоению в натуральном виде (табл. 11.2) несопоставимы. Требуется выразить их в соизмеримых величинах с помощью условных оценок, которые назовем разрешающими множителями.
Система условных оценок состоит из двух групп: оценки трудоемкости и условных расходов.
Оценка трудоемкости εi, учитывающая сравнительные затраты средств на освоение разных грузопотоков по причалам, определяется из выражения
; , (11.8)
где А — любое число. Удобно принять А = max.
Условные расходы по i-му грузопотоку при следовании через j-и причал Sij΄ определяются по формуле
. (11.9)
В цифровом выражении:
по первому грузопотоку
аналогично .
Наибольшее среднее значение условных расходов у третьего грузопотока .
Тогда ; аналогично ε2 = 1,66; ε3 = 1; ε4 = 2;
Условные расходы по первому грузопотоку при следовании его через первый причал составят ; .
Преобразованные таким образом исходные данные заносим в рабочую матрицу (табл. 11.3). Она строится на базе табл. 11.2 с добавлением столбца значении εi, и двух строк: нижней с величиной планового бюджета времени причала Тj и строки над ней, учитывающей неиспользованный бюджет времени причала (резерв). Кроме того, в структурной части табл. 11.3 в клетках значение удельных комплексных расходов заменяются соответствующей величиной условных расходов Sij΄.
Таблица 11.2
Грузо- поток (i) |
Причал (j) |
Значение грузопотока Qi, тыс. т |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
0,013 1,4 |
0,018 2,02 |
0,014 1,22 |
250 |
2 |
0,009 1,06 |
0,013 1,21 |
0,010 0,99 |
400 |
3 |
0,012 1,75 |
0,017 2,1 |
0,011 1,6 |
100 |
4 |
0,014 0,91 |
0,02 0,96 |
0,014 0,86 |
300 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.