вместо просмотра телевизора покупают мультики с уклоном на нравственное воспитание.
Для получения дополнительной информации о средствах воспитания у детей вежливости мы провели анализ документации по воспитанию нравственных качеств и анализ игровой среды способствующей воспитанию у детей вежливости.
В ходе анализа мы выяснили, что воспитатели для нравственного воспитания используют в основном занятия с чтение литературы и беседами.
Для выявления педагогических условий воспитания вежливости у детей были проведении беседы с двумя воспитателями и 14 родителями.
Анализ проведенной нами работы показал, что воспитатели и родители уделяют, не достаточно времени, для того чтобы у детей выработалась привычки вежливости и потребность в ней.
2.2 Определение уровня воспитания нравственного качества – вежливости у детей
Для решения второй задачи мы провели беседу с детьми, воспитателями, анкетирование родителей, наблюдение за детьми в свободной деятельности.
Для начала мы провели беседу с детьми (приложение 3).
Каждому ребенку задавались вопросы:
1. Что такое “волшебное слово”?
2. Почему их называют волшебными?
3. Что такое вежливость?
4. Какие ты знаешь вежливые слова?
5. Когда их можно применять?
6. Какие ты знаешь правила вежливости?
В ходе беседы мы выяснили представления и знания детей о вежливости, и умение ей пользоваться. Нам удалось выяснить, что дети знают вежливые слова, но не все знают, когда их можно применять.
Для более полного выяснения знаний о вежливости, мы провели наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в групповой комнате и на улице.
Из наблюдений выяснилось, что дети в основном используют вежливые слова, если им что-то нужно, и обращаются с вежливыми словами только к взрослым, но не к сверстникам.
Некоторые дети даже иногда к взрослым обращались с просьбами без вежливых слов.
Отсюда можно заключить, что дети имеют не полное и не точное представление о вежливости и вежливых словах.
Для получения дополнительной информации о формирование вежливости у детей мы провели беседу с воспитателями и родителями (приложение 4).
Примерные вопросы беседы:
1. Знают ли дети вежливые слова?
2. Применяют ли их в общении?
3. Вы напоминаете детям, что бы они говорили “волшебные” слова?
4. Разговаривают ли они с взрослыми на Вы?
5. Всегда ли дети бывают вежливыми?
6. Вмешиваются ли дети в разговоры взрослых?
Результаты беседы показали, что дети имеют представления о том что такое вежливость, знают вежливые слова, но не всегда ими пользуются.
Отсюда следует вывод, что у детей представления о вежливости развито не одинаково у всех. Это позволило дифференцировать детей в соответствии с уровнем сформированности у них вежливости. При разработке уровней мы опирались на разные образовательные программы, что позволило нам составит примерные критерии каждого уровня. Примерными критериями каждого уровня могут быть следующие:
1-й уровень (высокий) |
2-й уровень (средний) |
3-й уровень (низкий) |
Дети вежливо обращаются: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры и др. Называют работников ДОУ по имени отчеству на “Вы”. Не вмешиваются в разговор взрослых, вежливо и спокойно выражают свои просьбы, благодарят за оказанную помощь. |
Дети вежливо обращаются: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры и др. Называют работников ДОУ по имени отчеству на “Вы”. Вежливо и спокойно выражают свои просьбы. Иногда вмешиваются в разговоры взрослых, и не всегда благодарят за оказанную помощь. |
Дети здороваются, прощаются, благодарят за помощь, обращаются к работникам ДОУ на “Вы”. Дети мало знают вежливых слов. Не всегда вежливо и спокойно выражают свои просьбы. |
В основном у детей 2-й уровень развития вежливости, но в группе было небольшое количество с первым (высоким) уровнем, и небольшое количество детей с третьим (низким) уровней.
Таким образом, к высокому уровню развития вежливости мы отнесли 4 детей, к среднему уровню 9детей и к низкому уровню 3детей:
Имя ребенка |
Уровень развития вежливости |
Имя ребенка |
Уровень развития вежливости |
Алена |
Высокий |
Катя |
Высокий |
Александр |
Средний |
Лера |
Низкий |
Богдан |
Низкий |
Лиза |
Высокий |
Влада |
Средний |
Миша |
Средний |
Глеб |
Средний |
Надя |
Средний |
Денис |
Средний |
Рома |
Средний |
Ева |
Высокий |
Сеня |
Средний |
Женя |
Низкий |
Толя |
Средний |
2.3. Организация работы по воспитанию вежливости у детей среднего дошкольного возраста.
2.3.1 Разработка перспективного плана по нравственному воспитанию (воспитание вежливости) детей среднего дошкольного возраста
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.