Построение точки безубыточности следует выполнить графическим методом.
Определение порога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности.
1) По оси X-ов откладывается объем продаж в тыс.шт.
2) По оси У-ов откладывается: Зпост 2003, Зпер 2003, З2003, Вр2003.
3) Строится точка А1, как выручка от реализации 5020 шт. деталей.
Вр 2003=Цд 2003 * Vпр 2003, где
Цд- цена одной детали;
Vпр- объем продаж.
Вр2003 = 1300*13580 + 900*14080 + 720*16080 + 2100*18060 = 79829600 грн;
4) Прямая постоянных затрат на уровне 2630 тыс. грн.
5) Через точку Б1 проводится прямая суммарных затрат:
Суммарные затраты 2003 = Зпер 2003 + Зпост 2003
Суммарные затраты 2003 = 3727 + 2630 = 6357 тыс. грн
6) Пересечение прямых О1А1 и О1Б1 в точке С1 дает граничное значение выручки 2756,81 тыс. грн. при объеме продаж, равному 1266 шт.
Точке безубыточности отвечает объем реализации деталей 1266 шт. и выручка от их реализации 2756,81 тыс. грн. При таком объеме реализации выручка покрывает суммарные затраты, при этом прибыль П=0.
Треугольник Р1С1О1 - это зона убытка, треугольник А1Б1С1 - зона прибыли.
|
|
|
|||
Построение точки безубыточности (порога рентабельности) для 2004 года.
Построение точки безубыточности следует выполнить графическим методом.
Определение порога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности.
1) По оси X-ов откладывается объем продаж в тыс. шт.
2) По оси У-ов откладывается: Зпост, Зпер, З, Вр.
3) Строится точка А0, как выручка от реализации 4740 шт. деталей.
Вр=Цд*Vпр, где
Цд- цена одной детали;
Vпр- объем продаж.
Вр=1340*15300+1000*14880+800*16380+1600*17060=75782000 грн;
4) Прямая постоянных затрат на уровне 2600 тыс. грн.
5) Через точку Б0 проводится прямая суммарных затрат:
Суммарные затраты = Зпер + Зпост
Суммарные затраты = 3225+2600= 5825 тыс. грн
6) Пересечение прямых О0А0 и О0Б0 в точке С0 дает граничное значение выручки 2713,98 тыс. грн. при объеме продаж, равному 1229 шт.
Точке безубыточности отвечает объем реализации деталей 1229 шт. и выручка от их реализации от их реализации 2713,98 тыс. грн. При таком объеме реализации выручка покрывает суммарные затраты, при этом прибыль П=0.
Треугольник Р0С0О0 - это зона убытка, треугольник А0Б0С0 - зона прибыли.
Каждая следующая единица реализации продукции, начиная с 1229 шт. начинает приносить прибыль.
|
тыс. грн
|
|||||
Проанализировав таблицу 3.2 и рассчитав порог рентабельности для базисного и отчетного годов, мы видим, что в 2004 году порог рентабельности снизился по сравнению 2003 годом на 42,83 тыс. грн. Это можно объяснить тем, что в отчетном году предприятием были проведены мероприятия по снижению себестоимости и повышению качества продукции, снижению потерь материальных и трудовых ресурсов, улучшению использования оборудования.
Мы видим, что в 2003 году порог рентабельности равнялся 2756,81 тыс. грн., то есть это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли. А в 2004 году порог рентабельности снизился до 2713,98 тыс. грн. Соответственно изменилась и прибыль предприятия. В базисном году она составила 74156 тыс. грн., а в отчетном – 70961,9 тыс. грн. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние – это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно- хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.
Если от фактической выручки от реализации отнять порог рентабельности, то мы получим запас финансовой мощности предприятия. В 2003 году он составил 77756,2 тыс. грн. (96,58%), а в 2004 году 74072,9 тыс. грн. (96,47%). Мы видим, что произошло снижение на 0,11%. Но это не является отрицательным показателем, так как предприятие покрыло затраты на производство продукции и получило чистую прибыль. Можно предположить, что в 2004 году предприятие направило значительную часть средств на реновацию производства.
Проанализировав два графика за базисный и отчетный периоды, мы видим
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.