Курс «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования».
Вопрос №1. Программа по дошкольному образованию как документ. Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений как требование современного образования.
Программа – документ, определяющий содержание, задачи и формы работы с детьми дошкольного возраста.
Последние годы в России возникли новые воспитательно-образовательные учреждения для детей с разнообразными педагогическими услугами. Тек же наряду с государственными существуют негосударственные.
Большинство детских учреждений решают задачи общего развития детей, но многие ставят целью раннее развитие способностей дошкольников или интегрируют воспитание здоровых детей и детей с проблемами физического развития..
Причина возникновения таких учреждений заключается в следующем:
· С одной стороны, родители желают поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них способности, подготовить к обучению в определённой школе.
· С другой стороны – это изменения в школьном образовании.
Выше названные причины повлияли на разработку новых альтернативных программ и переход к вариативному дошкольному образованию.
Документы, нацеливающие на вариативное образование:
1. Концепция дошкольного воспитания. 1989 г. – наметила новые общие подходы к дошкольному образованию; нацелила на личностно-ориентированную модель построения педагогической работы с детьми; нацелила на разработку и внедрение новых форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуальный подход к детям и всестороннее их развитие.
2. Временное положение о дошкольном учреждении. 1991 г. – давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу, вносить в неё собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». 1991 г. – предусматривает право родителей выбирать формы обучения и образовательные учреждения, а так же право учреждений использовать различные методики, технологии, программы на выбор.
4. Типовое положение о дошкольном учреждении. 1995 г. – закрепилось право дошкольного образовательного учреждения самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить изменения в них и разрабатывать собственные программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
5. В 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации», в котором указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Таким образом, произошёл постепенный переход к вариативности программного обеспечения работы всех дошкольных учреждений.
Вопрос №2. Обзор вариативных программ дошкольного образования. Их место в современном дошкольном образовании. Комплексные вариативные программы.
План ответа:
1. Определение вариативности и вариативного образования.
2. Виды программ (комплексные и парциальные), определения.
3. Обзор комплексных программ дошкольного образования.
4. Обзор парциальных программ дошкольного образования.
5. Анализ одной из комплексных программ: название, авторы, концептуальные основы (цели, задачи, какие идеи, взгляды лежат в основе), структура программы – разделы, условия реализации (что необходимо для её внедрения), отличительные особенности программы, положительные и отрицательные стороны, её место в современном дошкольном образовании (для какого типа дошкольного учреждения рекомендуется).
Методика экологического образования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.