Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Иркутский государственный университет путей сообщения
Кафедра: АТ
Лабораторная работа №3
«Перегонная кодовая рельсовая цепь частотой 25 Гц»
Выполнил: ст.гр. АТС-05-01
Хлызова И. В.
Проверил: Быстров А. Н.
Иркутск
2009
Общие сведения
Кодовые РЦ переменного тока частотой 25 Гц применяют на перегонах, а также на участках приближения и удаления станций, оборудованных электротягой переменного тока, кодовой АБ и АЛСН 25 Гц.
Схему кодовой рельсовой цепи частотой 25 Гц с наложением кодовых сигналов АЛС с питающего и релейного концов на несущей частоте 25 Гц (рис. 1, а) используют на двухпутных участках железных дорог с учетом возможности движения поездов по неправильному пути по сигналам АЛС. Рельсовая цепь питается от высоковольтной линии переменного тока частотой 50 Гц, что дает возможность резервировать электропитание автоблокировки от линии электроснабжения. Сигнальный ток частотой 25 Гц получается от статического преобразователя частоты ПЧ50/25-100, на выходе которого можно получить напряжения от 5 до 175 В через каждые 5 В, что используется для регулировки рельсовой цепи. Аппаратура защищается от импульсных перенапряжений, возникающих от воздействия тягового тока и грозовых разрядов, разрядниками FV типа РВН-250 или нелинейными выравнивателями. Импульсное реле И устанавливают на входном конце рельсовой цепи с тем, чтобы кодирование осуществлялось навстречу поезду и обеспечивалась работа АЛС. Для нормальной работы устройств АЛС необходимо, чтобы при шунтировании входного конца рельсовой цепи при минимальном сопротивлении изоляции ток в рельсах был не менее 1,4 А. Параметры схемы релейного конца выбраны с учетом согласования уровня тока АЛС при наличии шунта на релейном конце (1,4 А) с уровнем напряжения на обмотке импульсного путевого реле (Up = 3,84 В) и входе фильтра (Uф = 6,6 В, IФ = 0,03 А). От мешающего влияния тягового тока и его гармонических составляющих импульсное путевое реле защищено электрическим фильтром ФП типа ФП-25 (рис. 2). Он содержит три параллельных контура С1Т1, С2Т2, C3L и конденсатор С4. Контуры С1Т1 и С2Т2 настроены на частоту сигнального тока 25 Гц, и, обладая на этой частоте большим сопротивлением, они не шунтируют ток частотой 25 Гц. Контур C3L настроен на частоту 50 Гц и является заградительным элементом на этой частоте. Фильтр ослабляет сигнал на частоте 50 Гц не менее чем в 100 раз. На сигнальной частоте 25 Гц этот контур имеет индуктивное сопротивление, которое совместно с конденсатором С4 образует последовательный резонансный контур, настроенный на частоту 25 Гц, чем обеспечивается малое затухание фильтра на сигнальной частоте 25 Гц. Входное сопротивление фильтра на частоте сигнального тока 25 Гц при включении на выходе импульсного путевого приемника типа ИМВШ-110 Z=200 Ом, а напряжение, подаваемое на вход фильтра, необходимое для создания на его выходе напряжения надежного срабатывания и несрабатывания путевого приемника, соответственно 6,6 и 4,55 В.
Разделение сигнального и тягового токов на границах рельсовых цепей осуществляется с помощью дроссель-трансформатора типа ДТ-1-150 без воздушного зазора с высоким сопротивлением, обладающего нелинейной вольт-амперной характеристикой и малым коэффициентом трансформации n=3. На питающем конце напряжение сигнального тока между рельсовыми нитями в зависимости от длины рельсовой цепи U0 = 1,5÷4 В, при этом сопротивление основной обмотки |Z0| = 1,1÷1,5 Ом, а на релейном конце, где это напряжение ниже, U0 = 0,2÷0,З В, сопротивление основной обмотки |Z0| = 0,5÷0,7 Ом. Так как сопротивление основной обмотки зависит от приложенного напряжения, коэффициенты четырехполюсников питающего и релейного дроссель-трансформаторов различны.
Для стабилизации сопротивлений по концам выбирают ограничитель в виде резистора R0 сопротивлением 200 Ом, аргумент сопротивления которого равен 0. Для согласования сопротивления аппаратуры с рельсовой линией на обоих концах имеются согласующие (изолирующие) трансформаторы ИТ1, ИТ2 (см. рис. 1). Совместно с автоматическими выключателями типа АВМ-1 эти трансформаторы защищают аппаратуру и обслуживающий персонал от перенапряжений, которые возникают при большой асимметрии тягового тока, например при нарушении электрической целости рельсовой нити или обрыве одной из дроссельных перемычек, а также при случайных замыканиях контактного провода на рельс. На дополнительной обмотке дроссель-трансформатора типа ДТ-1-150 появляется высокое напряжение, но при этом насыщается магнитопровод изолирующих трансформаторов, вследствие чего их сопротивление падает, а ток в цепи возрастает, срабатывают автоматические выключатели типа АВМ-1 и отключают аппаратуру от дроссель-трансформатора, защищая ее от повреждения тяговым током. Автоматические выключатели типа АВМ-1 на номинальный ток 5 А рассчитаны на размыкание при протекании тока, превышающего уровень срабатывания Iср = 7 А.
напряжение, подаваемое на вход фильтра, необходимое для создания на его выходе напряжения надежного срабатывания и несрабатывания путевого приемника, соответственно 6,6 и 4,55 В.
Рис. 1. Схема кодовой рельсовой цепи 25Гц
Рис. 2. Принципиальная схема электрического фильтра типа ФП-25.
Результаты лабораторных измерений
· pV1 – напряжение в конце рельсовой цепи;
· pV2 – напряжение на входе фильтра;
· pV3 – напряжение на реле (с выхода фильтра ФП);
· pV4 – напряжение на выходе ПЧ-50/25;
Измерения проводились для рельсовой цепи длиной 2000 м и сопротивлении изоляции 1 Ом*км..
При свободном состоянии рельсовой цепи:
На выходе ПЧ-50/25 – 110 В;
Напряжение на выходе рельсовой цепи – 0,75 В;
Напряжение на фильтре – 7 В;
Напряжение на реле – 4 В;
Вывод: напряжение, подаваемое на вход фильтра, необходимое для создания на его выходе напряжения надежного срабатывания и путевого приемника, должно быть не менее 6,6 В. Следовательно, рельсовая цепь работает нормально.
При наложении шунта на релейном конце:
На выходе ПЧ-50/25 – 110 В;
Напряжение на выходе рельсовой цепи – 0,03 В;
Напряжение на фильтре – 0,25 В;
Напряжение на реле – 0,15 В;
Вывод: напряжение, подаваемое на вход фильтра, необходимое для создания на его выходе напряжения надежного несрабатывания путевого приемника, должно быть менее 4,5 В. Следовательно, шунтовой режим выполняется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.