Дидактика как теория обучения. Сущность процесса обучения и его закономерности. Методы обучения

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Учение    процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которой      у него возникают новые знания, умения,  и  совершенствуются ранее приобретенные.

В зависимости от соотношения этих  процессов   в истории образования сложились разнообразные дидактические системы:

Ø Традиционная

Ø Педоцентристская

Ø Современная

Дидактические  системы, их характеристика.

Дидактическая система – совокупность элементов (по аналогии с пед. процессом).

                        Существует 3 дидактические системы (концепции):

1. Традиционная. 

Основную роль в этой системе играет учитель, главное значение отводится деятельности преподавания.

Это направление разрабатывали такие педагоги, как Ян Амос Коменский, Игоан Генрих Песталоцци, Иоганн Фридрих Гербарт, дидактика немецкой классической гимназии.

Целью обучения является формирование интеллектуальных умений, теоретических знаний: представлений, понятий.

Согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру :

§  изложение (представления материала через его объяснение),

§  понимание,

§  обобщение,

§  применение.

Эти ступени рекомендуются как обязательные для любогоучебного предмета и любого уровня обучения.  

Нетрудно увидеть в этом логику большинства уроков и в настоящее время.

Этой системе соответствует объяснительно-иллюстративный вид обучения, (в дошкольной дидактике – прямое обучение).

Однако к началу 20 века эта система подверглась резкой критике за  то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика.

Поэтому в начале 20 века рождаются новые подходы.

2. Педоцентрическая  (педоцентристская)  - начало ХХ в.

?Что подразумевается в названии этой системы? (ребенок в центре системы)

Как  по аналогии можно назвать традиционную систему? педагогоцентрической.

В педоцентрической  главная роль отводится учению – деятельности ребенка (американский психолог Джон Дьюи)     

Цель - развитие способностей.

Процесс обучения строится таким образом, чтобы он был интересен в первую очередь ребенку, базировался на его потребностях, жизненном опыте.  

Процесс обучения предполагает:

§  ощущение трудностей в процессе деятельности,

§  формулирование проблемы, сути затруднений,

§  выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме,

§  выводы и действия.

При столкновении с проблемой у ученика должен возникнуть мотив к ее преодолению. Задача учителя в этом случае – помочь в решении проблемы, показать пути выхода из ситуации, но ни в коем случае не настаивать на выполнении задания.

Педоцентрическую концепцию называют «педагогикой действия», «обучение через делание»,    ведь обучение ведется через активную деятельность ученика. Считается (и не без оснований), что данная  система способствует развитию творческого мышления.

Однако в    этой концепция переоценивается способность ребенка к активной самостоятельной деятельности, что зачастую приводит к необоснованной трате времени и снижению уровня обученности (знания носят случайный характер).  

Этой системе соответствует  такой  вид обучения как проблемное. 

Наличие  недостатков в традиционной и педоцентристской концепциях

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
104 Kb
Скачали:
0