Объект — это область действительности, которую исследует данная наука.
Предмет - способ видения объекта с позиций этой науки.
В разные времена объект педагогики рассматривался так:
· ребенок
· А. С. Макаренко в 1922 г. писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)».
· система педагогических явлений, связанных с развитием и образованием человека.
Предмет педагогики - образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных учреждениях).
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
Исходя из этого, можно дать еще одно определение педагогики как науки.
Педагогика - наука, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования человека.
Как самостоятельная наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
Функции педагогической науки.
Выделяют 2 группы функций: Теоретическая и Технологическая .
1.Теоретическая функция
1-1. Объяснительная (описательная) функция состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания.
Идет исследование новаторского опыта ученых-педагогов на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне.
Иначе говоря, основная задача педагогики - открывать новое, до этого неизвестное знание. В результате – появление новых теорий, концепций воспитания и обучения.
1-2. Диагностическая - предполагает выявление состояния педагогических процессов (выявление состояния воспитания, обучения), эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей.
Например, предстоит объяснить, почему результаты ЕГЭ в крупных городах ниже, чем в провинциальных городах.
1-3. Прогностическая – на основе экспериментов создаются новые теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.
Открытие программированного обучения и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной или вообще отомрет: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах (вопросы социализации в этом случае остаются открытыми).
Сегодня: Использование электронных дневников – для связи с родителями, электронных журналов – для контроля администрации, работы классного руководителя. Все шире применяется интер-активная доска.
Дистанционное (дистантное) обучение с помощью интернет-технологий.
2. Технологическая (прикладная) функция:
2-1. Проективная - составление методических разработок (учебных планов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.