Педагогический процесс. ( ПП )
1.Понятие пед. процесса.
Процессом принято называть явления, протекающие во времени и пространстве, внутри которых происходят изменения.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и решения воспитательно-образовательных задач в условиях образовательного учреждения.
Педагогический процесс – это система взаимосвязанных подсистем: развития, обучения, воспитания, образования.
Наиболее крупные составляющие педагогического процесса - обучение и воспитание.
Этим определяются функции пед.процесса:
Образовательная – освоение основ научных знаний, формирование мотивации и опыта учебной и практической деятельности.
Воспитательная – формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Развивающая - формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
В любом образовательно-воспитательном учреждении педагогический процесс организуется педагогом .
2. Этапы пед. процесса.
Любой педагогический процесс имеет циклический характер. В его развитии можно выделить 4 этапа:
1. Подготовительный (прогностический): анализ условий предстоящего взаимодействия, диагностика ЗУН, прогноз хода пед. процесса.
2. Проектировочный: выбор условий, средств, составление плана работы.
3. Реализация намеченного плана.
4. Оценочно-результативный этап - отражение достижения цели через анализ результата.
3. Структура педагогического процесса.
Где бы ни проходил педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.
Структура – это расположение по определенному критерию элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними.
Компоненты :
Цель |
мысленное предвидение результатов взаимодействия |
Задачи |
конкретизация цели |
Принципы |
основные (исходные) положения |
Содержание |
часть опыта человечества, который передается обучающимся |
Формы |
устойчивые, организационные рамки пед. процесса. |
Средства |
материальные предметы для работы над содержанием |
Методы |
это способы действий педагога и воспитанников |
Результат |
итог работы |
Все эти компоненты - образуют систему. Если выпадает какой-либо компонент - не получится процесс целенаправленного взаимодействия.
В соответствии с целью отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. Поэтому цель называют системообразующим компонентом. Цель м.б.:
ü стратегическая - определяет основные направления работы в целом
ü оперативная - определяет конкретные направления работы в заданный отрезок времени (на урок, внешкольное мероприятие).
Цель конкретизируется в задачах. Примеры:
ü организация познавательной деятельности по овладению ЗУН
ü развитие эстетических чувств
ü развитие мышления, творческих способностей и дарований;
ü формирование коммуникативных умений
ü познакомить детей с народной традицией «масленица»: хороводными играми, закличками
Основные принципы организации педагогического процесса
1). Соответствие построения пед. процесса уровню развития современной науки и практики (выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания).
2). Единство процессов обучения и воспитания (формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения).
3). Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников (принцип природосообразности).
4). Принцип культуросообразности – использование возможностей культуры среды, где находится образовательное учреждение, и вместе с тем приобщение к мировой культуре.
5). Принцип оптимизации — постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.
6). Гуманистическая направленность ПП.
Для процессов обучения и воспитания выделяются специфические принципы (будут рассматриваться в соответствующих темах).
Содержание пед. процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всего, что накоплено человечеством; какие качества личности воспитывать. Оно определяется ФГОС (Федеральными Государственными образовательными стандартами) – для каждой ступени образования, и находит
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.