Министерство образования РФ
Российский государственный педагогический
университет им. А.И.Герцена
Конспект урока по дошкольной педагогике №3
Барабанова Екатерина студентка 5 курса
Санкт-Петербург
2010
Тема урока: «Сюжетно-ролевая игра дошкольника»
Тип урока: Комбинированный
Длительность урока: 2 урока
Цель урока: Продолжать формировать у студентов понимание особенностей сюжетно-ролевой игры, характерных признаков.
Задачи урока:
1) Формировать у студентов знанияо стадиях сюжетно-ролевой игры, особенностях игры детей разного возраста;
2) Обеспечить контроль за освоением изученной темы;
3) Развивать умение студентов обобщать и делать выводы по изученной теме;
4) Воспитывать интерес к данной теме
Материал к уроку:
Заготовленные для студентов варианты с тестовыми заданиями.
План проведения урока:
1. Организационный момент (3 минуты)
2. Опрос (тест) по пройденному материалу (15 минут)
3. Проверка домашнего задания (5-7 минут)
4. Изложение нового материала (22+40 минут)
Список литературы:
1. Игра дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой.- М.:Просвещение, 1989;
2. Игра и дошкольник /Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.- С-Пб.:Детство-пресс, 2007;
3. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М., 1963;
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 1998;
5. Воспитателю о детской игре /Под ред. Д.В.Менджерицкая.- М.:Просвещение, 1982;
6. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой, ч.2 . – М.:Просвещение, 1988;
7. Эльконин Д.Б.Детская психология.- М.:Академия, 2007
Ход урока
Здравствуйте, уважаемые студенты! На прошлом уроке, в качестве домашнего задания, вам нужно было подготовиться к сегодняшнему опросу, который включал следующие темы: функции игры, основные теории игры, знать классификацию игр, компоненты и характеристики сюжетно-ролевой игры.
Поэтому, сейчас закройте все свои тетради, отложите их в сторону, мы напишем тест (представлен в Приложение № 1 ). Для этого приготовьте двойной чистый лист бумаги, подпишите на нем свою фамилию, имя, курс и группу. Тест имеет 2 варианта (деление студентов по вариантам), и состоит из 5 вопросов. На какие-то вопросы нужно будет выбрать вариант ответа, а в каких-то вопросов нужно будет дописать к перечисленным остальные варианты. Время на выполнение теста – 15 минут.
На уроке, мы начали рассматривать один из видов игры в группе творческих игр.
Что это за вид игры?
Ответы студентов: Сюжетно - ролевая игра
Записали план, и рассмотрели из плана следующие вопросы:
- Определение и компоненты сюжетно-ролевой игры;
- Своеобразие сюжетно-ролевой игры.
Вашим вторым домашним заданием, было выписать из учебника «Дошкольная педагогика» Под \ ред. Козловой С.А, Куликовой Т.А. классификацию игр, разработанная С. Л. Новоселовой (спрашиваю желающих, или вызываю по журналу):
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:
игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно - отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские,
- театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:
традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Какой критерий лежит в основе данной классификации?
Ответы студентов: в основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Переходим к следующему вопросу в теме: «Сюжетно-ролевая игра»
Генезис (стадии) сюжетно – ролевой игры
Вопросом генезиса (стадий) развития сюжетно-ролевой игры занимались многие психологи: А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. Выделяют следующие стадии развития сюжетно-ролевой игры:
Первый этап – ознакомительная (1 год жизни ребенка) - различные манипуляции и действия с предметами.
Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки.
Уже с 3-4 месяцев младенец тянется к игрушкам, рассматривает их. В 5-6 мес. ребенку предлагаются игрушки из разных материалов, отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать.
Второй этап – отобразительная игра (с 9 месяцев до 1.6 месяцев) - действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.
Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание на малыша на его целевое назначение: «это чашка, из нее пьют». Ребенка учат играть с предметами в зависимости от этих свойств. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.