ПРИЛОЖЕНИЕ 3-А
Уровни освоения коммуникативных умении - искусственно созданная ситуация.
(констатирующий эксперимент)
Гистограмма 2.
35 % 40 % 25%
7 чел. 8 чел. 5 чел.
(низкий) (средний) (высокий)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3-Б
Сформированность разных групп
коммуникативных умений (искусственно созданная ситуация)
констатирующий эксперимент
Гистограмма 3.
\а – группа информационно-коммуникативных умений
низкий - 65% ( 13 чел.)
средний -10 % (2 чел. )
высокий - 25% ( 5 чел.)
в - группа регуляционно-коммуникативных умений
низкий - 40% (8 чел.)
средний - 15% (3 чел.)
высокий - 45% (9 чел.)
с - группа аффективно-коммуникативных умений
низкий - 15 % (3 чел.)
средний – 45 % (9 чел).
высокий - 40 % (8 чел.)
Таблица 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты наблюдений за особенностями проявления коммуникативных умений детей в процессе сюжетно-ролевой игры.
Ф. И. ребенка |
Информационно-коммуникативные |
Регуляционно-коммуникативные |
Аффективно-коммуникативные |
||||||||
1* |
2* |
3* |
4* |
5* |
6* |
7* |
8* |
9* |
10* |
||
1 |
Соня |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Юра |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
2 |
Артем |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Даня |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
||
Кирилл |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3 |
Катя |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
Гриша |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
4 |
Миша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Саша К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Глеб |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5 |
Полина |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
Дарина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Саша Н. |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
6 |
Алеша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Влад К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Влад О. |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
7 |
Саша Х. |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
Вова Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8 |
Вова А. |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
Егор |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
***
1. - умение вступать в процесс общения
2. - умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения
3. - умение соотносить средства вербального и невербального общения
4. - умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению
5. - умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься
6. - умение применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач
7. - умение оценивать результаты совместного общения
8. - умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению
9. - умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению
10. - умение оценивать эмоциональное поведение друг друга
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Уровни проявления коммуникативных умений
в игровой деятельности
(констатирующий эксперимент)
Гистограмма 4.
искусственно ситуация свободного
созданная ситуация выбора партнера
Таблица 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Шкала показателей
для определения ведущей формы общения ребенка с взрослыми
№ п/п |
Показатели поведения |
Количество баллов |
I |
П порядок выбора ситуаций: игры-занятия чтение книги беседа на личностные темы |
1 2 3 |
II |
Основной объект внимания в первые минуты опыта: игрушки книги взрослый |
1 2 3 |
III |
Характер активности по отношению к объекту внимания: не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания |
0 1 2 3 4 |
IV |
Ууровень комфортности во время эксперимента: напряжен, скован озабочен смущен спокоен раскован весел |
0 1 2 3 4 5 |
V 1 2 3 4 |
Анализ речевых высказываний детей: По форме: ситуативные внеситуативные По теме: несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т. д.) социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т. д.) По функции: просьбы о помощи вопросы высказывания По содержанию: констатирующие высказывания высказывания о принадлежности оценка мнения |
1 2 1 2 1 2 3 1 2 3 |
V1 |
Продолжительность деятельности Минимальная – до 3 мин. Средняя – до 5 мин. Максимальная – до 10 мин. И более |
1 2 3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Определения ведущей формы общения ребенка с взрослыми.
( Констатирующий эксперимент)
Гистограмма 5.
ситуативно-деловая форма общения - 35% (7 детей)
внеситуативно-познавательная – 25% (5 детей);
внеситуативно-личностная – 40% (8 детей)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Вопросы для беседы с воспитателями группы
1. Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете?
2. Используете ли Вы результаты диагностики для развития сюжетно-ролевой игры?
3. Как Вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов)?
4. Настаиваете ли Вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как Вы считаете, эти игры всегда интересны детям?
5. Насколько часто Вы предлагаете своим воспитанникам новые игровые сюжеты? Откуда они появляются?
6. Подбираете ли Вы игровые атрибуты для игр, каким образом Вы это делаете?
7. Имеется ли все необходимое в игровой зоне Вашей группы для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей?
8. Разрешаете ли Вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся Вам?
9. Какие приемы воздействия на игровую деятельность детей, способствующие развитию игр детей вы используете?
10. Какие пути вы используете для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов?
11. Какие приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх, вы используете?
12. Какие приемы вы используете для руководства поведением детей?
13. Какие приемы вы используете для создания положительных эмоций у детей?
ПРИЛОЖЕНИЕ10
Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной
игровой деятельностью (констатирующий эксперимент)
Ф. И. ребенка |
Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок |
Игровой материал (игрушки, игровые атрибуты) |
Разнообразие, стабильность, Динамичность игровых сюжетов |
Наличие/отсутствие конфликтов в игре |
|
|
Рогов Даня |
Доктор Магазин Транспорт |
+ |
Разнообразные и динамичные |
+ Редко |
|
Браилко Юра |
Строитель Доктор |
+ |
Разнообразные и динамичные |
+ часто |
|
Дударев Артем |
Строитель Транспорт |
+ |
Разнообразные и динамичные |
|
|
Ковальчук Кирилл |
Строитель Военные игры |
+ |
Разнообразные и динамичные |
|
|
Хлынов Гриша |
Строитель Транспорт |
+ |
Разнообразные и динамичные |
|
|
Греджева Соня |
Доктор Магазин Парикмахерская Семья |
+ |
Разнообразные и динамичные |
+ редко |
|
Погоня Катя |
Доктор Семья Магазин Парикмахерская |
+ |
Разнообразные и динамичные |
|
|
Шабалин Миша |
Транспорт Строительство Космос |
+ |
Однообразные, нет динамики |
|
|
Орличенко Влад |
Космос Транспорт |
+ |
Однообразные, нет динамики |
|
|
Костецкий Саша |
Строительство Космос |
+ |
Однообразные, нет динамики |
|
|
Халаимов Саша |
Строитель |
+ |
Однообразные, нет динамики |
+ |
|
Янсон Вова |
Военные учения |
+ |
Однообразные, нет динамики |
|
|
Аржанухин Вова |
Строительство |
+ |
Однообразные, нет динамики |
+ часто |
|
Кочугуров Влад |
Строительство Космос |
+ |
Однообразные, нет динамики |
иногда |
|
Соломатин Егор |
Строитель Семья Магазин |
+ |
Старается вносить новое, объединяет сюжеты |
+ иногда |
|
Коротков Глеб |
Пираты Путешествия |
+ |
Разнообразные и динамичные |
|
|
Трифонов Алеша |
Военные Транспорт |
+ |
Однообразные, нет динамики |
|
|
Шахманова Полина |
Семья Магазин Парикмахерская |
+ |
Однообразные, нет динамики |
+ часто |
|
Климагина Дарина |
Семья Магазин Парикмахерская Больница |
+ |
Однообразные, нет динамики |
+ часто |
20. |
Нестерова Саша |
Семья Магазин |
+ |
Однообразные, нет динамики |
+ иногда |
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Результаты наблюдений за особенностями проявления коммуникативных умений детей в процессе сюжетно-ролевой игры (контрольный эксперимент)
№ гр. |
Ф. И. ребенка |
Информационно-коммуникативные |
Регуляционно-коммуникативные |
Аффективно-коммуникативные |
|||||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
||
1 |
Соня |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Юра |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
Артем |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Даня |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
2 |
Кирилл |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Катя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Гриша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3 |
Миша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Саша К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Глеб |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Вова Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4 |
Полина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дарина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Саша Н. |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
5 |
Алеша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Влад К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
Влад О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
6 |
Саша Х. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
Вова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
Егор |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1. Соня, Юра, Артем и Даня играли в семью. В середине игры Юра, который играл роль маленького ребенка, решил пойти в магазин за игрушкой. Остальные дети попытались его убедить, что в жизни так не бывает, что дети одни в магазин не ходят. В конце концов, они его родители и его не отпустят. В результате этого спора Юра ушел из игры. Он не захотел играть по правилам.
2. Кирилл, Катя и Гриша играли в пиратов. Во время игры Кирилл все время старался играть параллельно, нехотя подчинялся правилам.
3. Миша, Саша К., Глеб и Вова Я. играли в детективов. Была договоренность между детьми. Конфликтов не было. Если возникали противоречия, то их решали, спокойно слушая друг друга. Игру закончил педагог, так как пришло время идти на прогулку.
4. Полина, Дарина, Саша Н. играли в «Театр». Возник конфликт, когда Саша не захотела играть по заранее обговоренным правилам. Топнула ногой и убежала когда девочки напомнили ей о правилах.
5. Алеша, Влад К., Влад О. играли в разведчиков. Когда дети во время игры Владу К. делали замечания, он обижался и кричал.
6. Саша Х., Егор, Вова А. играли в железную дорогу. Игра была напряженной. Саша и Вова периодически начинали спорить. Споры все время разрешал Егор. Он придумывал сюжет игры дальше так, чтобы всех все устроило. Игра закончилась, когда Егору надоело разрешать споры, и он ушел
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.