Преемственность в работе ДОУ и начальной школы.
Преемственность – это взаимосвязь между разными этапами, ступенями развития.
ДОУ и начальная школа – две смежные ступени в системе образования. (Закон РФ «Об образовании»):
Статья 18. Дошкольное образование
3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Статья 19. Общее образование
1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Преемственность между д/с и школой – содержательная двухсторонняя связь, предполагающая:
с одной стороны - обеспечение необходимого уровня готовности к школе;
с другой – опора на достигнутый уровень готовности, учет его в процессе школьного обучения.
Преемственность между д/с и школой – система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Еще в 50-е г.г. ХХ в. А.П.Усова писала: «Задача д/с состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможет успешно разрешить стоящие перед ним задачи. А школа должна знать, что сформировал д/с в сознании детей, в их поведении, и активно относиться к этим накоплениям».
Преемственность осуществляется по разным направлениям, важнейшее из них - по содержанию.
? Каким документом определяется содержание образования?
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе дошкольного учреждения.
«Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.» (п. 3 ст. 17).
Преемственность программ для детского сада и школы заключается в том, что они должны быть связаны по содержанию, целям, задачам и т.д.
Это необходимо для того, чтобы дети не испытывали трудностей при переходе из детского сада в школу.
Но в действительности имеется разрыв программ воспитания и обучения в детском саду и школе. В условиях вариативного образования каждое дошкольное учреждение вправе выбрать для работы любую программу, имеющую гриф Минобрнауки.
? По каким комплексным образовательным программам работают ДОУ в настоящее время?
В основе программ лежат различные концепции, они достаточно сильно отличаются друг от друга (на уроках вы рассматривали это).
? Какие образовательные программы для начальной школы Вам известны с практики «Первые шаги ребенка в школе»?
В начальной школе используются разнообразные программы: Эльконина-Давыдова, Л.В. Занкова, т.д.
Эффективную концепцию повышения развивающей функции традиционного обучения предложил Л.В. Занков. Его дидактическая система оказывает развивающий эффект при соблюдении следующих принципов:
1. Построение обучения на высоком уровне трудности.
2. Быстрый темп изучения материала.
3. Принцип ведущей роли теоретических знаний.
4. Осознания учащимися процесса учения.
Преемственность по содержанию прослеживается только в целом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.