Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга
Методическая разработка для руководителей практики
Задания на социально-психолого-педагогическую практику
студентов по специальности 050711 «Социальная педагогика»
с дополнительной подготовкой в области психологии
Составлено преподавателем
Троновой Н.А.
2009
Задание на социально-психолого-педагогическую практику
студентов по специальности 050711 «Социальная педагогика»
с дополнительной подготовкой в области «Психология».
Курс «Диагностика и коррекция готовности детей к школе и адаптации в 1 классе» изучается студентами на базе 11 классов в 1 и 2 семестрах 2 курса; на базе 9 классов – в 1 и 2 семестрах 4 курса.
Возможно включить в задания на практику во 2 семестре 1 курса (на базе 11 классов) и во 2 семестр 4 курса (на базе 9 классов) в дошкольном образовательном учреждении:
1. Проведение диагностической методики определения готовности детей к школе, разработанной преподавателями РГПУ им. А.И.Герцена Т.П.Головиной и др. авторами с двумя детьми подготовительной группы.
Цель: определение уровня готовности детей к школе по параметрам и возможных проблем ребенка; планирование путей преодоления проблем совместно с воспитателями группы.
Студенты оформляют протокол на 1 ребенка либо в тетрадях, либо в готовой форме на листах А-4, пишут заключение.
2. Проведение беседы с воспитателем о результатах диагностики.
Цель: ознакомление с результатами и возможными проблемами ребенка в контексте готовности к школе и определение путей преодоления проблем.
Методический комментарий.
Методика определение готовности к школе проводится в течение 2-х дней, по 15-30 минут в зависимости от темпа деятельности ребенка.
При проведении методики следует учесть:
1) Все субтесты проводятся по очереди от 1 до 25.
2) В ходе проведения методики четко произносится инструкция (нельзя учить ребенка, подсказывать), возможно повторить инструкцию, если ребенок не понял, отвлекся.
3) Стимульный материал предъявляется в строгой последовательности, указанной в методике, если определено время предъявления материала, оно соблюдается обязательно.
4) Студенты фиксируют уровень, который демонстрирует ребенок, в протоколе.
5) Необходимо предъявить нужные работы ребенка (рисунки, рассказ и др.), которые он выполнил в ходе диагностики.
6) В заключении по результатам диагностики указать сначала успешно выполненные субтесты, сделать вывод, что хорошо сформировано у ребенка; затем указать, какие субтесты выполнены на низком уровне, попытаться установить взаимосвязи между показателями. Сформулировать некоторые причины, проблемы и возможные пути преодоления их.
В беседе с воспитателями познакомить их в результатами диагностики, особое внимание уделяя проблемам. Расскажите свои впечатления о том, быстро ли ребенок принимает инструкцию и начинает работать, как он общается в ходе диагностики, какие черты проявляет (самостоятельность, настойчивость, доверительность и др.). Вместе с воспитателем наметьте пути преодоления трудностей, связанных с готовностью к школе.
Студенты получают методику и стимульный материал к практике в 42 (методическом) кабинете для ксерокопирования. Преподаватель предмета «Диагностика и коррекция готовности к школе» проводит консультацию по проведению диагностики и оформлению результатов до начала практики. Все материалы сдаются преподавателю после практики.
В практику студентов 2 курса, 1 семестр (на базе 11 классов) и 4 курса, 1 семестр ( на базе 9 классов) в начальной школе, в 1 классе включить задания по изучению особенностей адаптации детей в 1 классе школы.
Проведение диагностических методик с двумя детьми и коррекционно-развивающей работы с подгруппой детей, испытывающих проблемы.
1. Проведение рисуночных методик: «Моя школа», «Мой учитель», «Мои друзья», «На уроке».
Цель: определение отношения ребенка к школе.
Ребенку предлагается лист бумаги А-4, цветные карандаши. При анализе рисунков следует обратить внимание на содержание рисунков. Если нарисованы учебные ситуации (на уроке, у доски, у парты, школа) – преобладание познавательных мотивов и наличие внутренней позиции школьника.
Если нарисованы только атрибуты (портфель, кроссовки …) – преобладание внешних мотивов.
Если изображены игры, общение вне школы – преобладание игровых мотивов.
Кроме того, следует обратить внимание на цвета, которыми рисует ребенок (светлые, темные), линии (небрежные), нажим сильный (напряжение, сильные отрицательные эмоции).
2. Проведение беседы с ребенком о школе.
1). Тебе нравится в школе или не очень?
2). Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3). Если бы сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем, ты бы пошел в школу или остался дома?
4). Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки?
5). Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6). Ты хотел бы, чтобы в школе остались только твои любимые предметы?
7). Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8). Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9). У тебя в классе много друзей?
10).Тебе нравятся твои одноклассники?
За каждый ответ «да» - 3 балла; «нейтральный» - 1 балл;
«отрицательный» - 0 баллов.
25-30 баллов – высокая мотивация и высокий уровень школьной адаптации.
20-24 балла - средний уровень.
15-19 баллов - внешние мотивы.
10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
3. Проведение диагностической методики «Тест тревожности» А.М.Прихожан.
Цель: выявление уровня тревожности и школьных страхов у детей.
Студенты заполняют протокол на 2-х детей, который предложен в методике.
Студентам 2 курса во 2 семестре ( на базе 11 классов) и 4 курса во 2 семестре ( на базе 9 классов), когда они проходят практику в детских домах, рекомендуется провести на 2-х первоклассниках:
1. Диагностическую методику А.Я.Ивановой «Исследование обучаемости школьника».
Цель: определить уровень обучаемости и степень восприимчивости к помощи взрослого.
Методический комментарий.
Студенты проводят методику на 2-х детях. Оформляют протокол и заключения в соответствии с требованиями.
2. Проводят диагностическую методику В.В.Тарасун «Тесты учебных способностей».
Цель: выявить уровень сформированности лингвистических и математических способностей.
Методический комментарий.
Методику провести на 2-х детях, оформить протокол, написать заключение и рекомендации к работе с ребенком.
3. Для детей, имеющих проблемы в школьной адаптации и низкий уровень сформированности учебных навыков, следует провести индивидуальные или подгрупповые занятия, используя материал Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе», О.Сорокоумова «Уроки общения в 1 классе школы» и др. (не менее 2-3); Е.К.Лютова «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.