Задания на социально-психолого-педагогическую практику студентов по специальности «Социальная педагогика» с дополнительной подготовкой в области психологии: Методическая разработка

Страницы работы

Содержание работы

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

Методическая разработка для руководителей  практики

Задания на социально-психолого-педагогическую практику

студентов по специальности 050711 «Социальная педагогика»

с  дополнительной подготовкой в области психологии

Составлено преподавателем

Троновой Н.А.

2009

Задание на социально-психолого-педагогическую практику

студентов по специальности 050711 «Социальная педагогика»

с дополнительной подготовкой в области «Психология».

Курс «Диагностика и коррекция готовности детей к школе и адаптации в 1 классе» изучается студентами на базе 11 классов в 1 и 2 семестрах 2 курса; на базе 9 классов – в 1 и 2 семестрах 4 курса.

Возможно включить в задания на практику во 2 семестре 1 курса (на базе 11 классов) и во 2 семестр 4 курса (на базе 9 классов) в дошкольном образовательном учреждении:

1.  Проведение диагностической методики определения готовности детей к школе, разработанной преподавателями РГПУ им. А.И.Герцена Т.П.Головиной и др. авторами  с двумя детьми подготовительной группы.

Цель: определение уровня готовности детей  к школе по параметрам и возможных проблем ребенка;  планирование путей преодоления проблем совместно с воспитателями группы.

Студенты оформляют протокол на 1 ребенка  либо в тетрадях, либо в готовой форме на листах А-4, пишут заключение.

2.  Проведение беседы с воспитателем о результатах диагностики.

Цель: ознакомление с результатами и возможными проблемами ребенка в контексте готовности к школе и определение путей преодоления проблем.

Методический комментарий.  

Методика определение готовности к школе проводится в течение 2-х дней, по 15-30 минут в зависимости от темпа деятельности ребенка.

При проведении методики следует учесть:

1)  Все субтесты проводятся по очереди от 1 до 25.

2)  В ходе проведения методики четко произносится инструкция (нельзя учить ребенка, подсказывать), возможно повторить инструкцию, если ребенок не понял, отвлекся.

3)  Стимульный материал предъявляется в строгой последовательности, указанной в методике, если определено время предъявления материала, оно соблюдается обязательно.

4)  Студенты фиксируют уровень, который демонстрирует ребенок, в протоколе.

5)  Необходимо предъявить нужные работы ребенка (рисунки, рассказ и др.),  которые он выполнил в ходе диагностики.

6)  В заключении по результатам диагностики указать сначала успешно выполненные субтесты,  сделать  вывод, что хорошо сформировано у ребенка; затем указать, какие субтесты выполнены на низком уровне, попытаться  установить  взаимосвязи между показателями. Сформулировать некоторые причины, проблемы и возможные пути преодоления их.

В беседе с воспитателями познакомить их в результатами диагностики, особое внимание уделяя проблемам. Расскажите свои впечатления о том, быстро ли ребенок принимает инструкцию и начинает работать, как он общается в ходе диагностики, какие черты проявляет (самостоятельность, настойчивость, доверительность и др.). Вместе с воспитателем наметьте пути преодоления трудностей, связанных с готовностью к школе.

Студенты получают методику и стимульный материал к практике в 42 (методическом) кабинете для ксерокопирования. Преподаватель предмета «Диагностика и коррекция готовности к школе» проводит консультацию по проведению диагностики и оформлению результатов до начала практики.  Все  материалы сдаются преподавателю после практики.

В практику студентов 2 курса, 1 семестр (на базе 11 классов) и 4 курса, 1 семестр ( на базе 9 классов) в начальной школе, в 1 классе   включить задания по изучению особенностей адаптации детей в 1 классе школы.

Проведение диагностических  методик с двумя детьми и коррекционно-развивающей работы с подгруппой детей, испытывающих проблемы.

1.  Проведение рисуночных методик: «Моя школа», «Мой учитель», «Мои друзья», «На уроке».  

Цель: определение отношения ребенка к школе.  

Ребенку предлагается лист бумаги А-4, цветные карандаши.   При анализе рисунков следует обратить внимание на содержание рисунков.                                                                                                                                 Если  нарисованы учебные ситуации (на уроке, у доски, у парты, школа) –  преобладание познавательных мотивов и наличие внутренней позиции школьника.

Если нарисованы только атрибуты (портфель, кроссовки …) – преобладание внешних мотивов.

Если изображены игры, общение вне  школы – преобладание игровых мотивов.

Кроме того, следует обратить внимание на цвета, которыми рисует ребенок (светлые, темные), линии (небрежные), нажим сильный (напряжение, сильные отрицательные эмоции).

2.  Проведение беседы с ребенком о школе.

1). Тебе нравится в школе или не очень?

2). Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3). Если бы сказали, что завтра в школу не обязательно  приходить всем, ты бы пошел в школу или остался дома?

4). Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки?

5). Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6). Ты хотел бы, чтобы в школе остались только твои любимые предметы?

7). Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8). Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9). У тебя в классе много друзей?

10).Тебе нравятся твои одноклассники?

За каждый ответ «да» - 3 балла;  «нейтральный» - 1 балл;

«отрицательный» - 0 баллов.

25-30 баллов – высокая мотивация и высокий уровень школьной адаптации.

20-24 балла   -  средний уровень.

15-19 баллов -  внешние мотивы.

10-14 баллов -  низкая   школьная   мотивация.

3.  Проведение диагностической методики «Тест тревожности» А.М.Прихожан.

Цель:  выявление уровня тревожности и школьных страхов у детей.

Студенты заполняют протокол на 2-х детей, который предложен в методике.

Студентам 2 курса во 2 семестре ( на базе 11 классов) и 4 курса во 2 семестре ( на базе 9 классов), когда они проходят практику в детских домах, рекомендуется провести на 2-х первоклассниках:

1.  Диагностическую методику А.Я.Ивановой «Исследование обучаемости школьника».

Цель: определить уровень обучаемости и степень восприимчивости к помощи взрослого.  

Методический комментарий. 

Студенты проводят методику на 2-х детях. Оформляют протокол и заключения в соответствии с требованиями.

2.  Проводят диагностическую методику В.В.Тарасун «Тесты учебных способностей».

Цель:  выявить уровень сформированности лингвистических и математических способностей.  

Методический комментарий.

Методику провести на 2-х детях, оформить протокол, написать заключение и рекомендации к работе с ребенком.

3. Для детей, имеющих проблемы в школьной адаптации и низкий уровень сформированности учебных навыков, следует провести индивидуальные или подгрупповые занятия, используя материал   Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе», О.Сорокоумова «Уроки общения в 1 классе школы» и др. (не менее 2-3); Е.К.Лютова «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».

Похожие материалы

Информация о работе