коммуникативные - общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п. справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
ü речевые – речь педагога должна быть литературной, грамотной, эмоциональной, с правильной дикцией, темпом и т.п.
ü перцептивные (психо-аналистические) - наблюдательность, способность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять, помочь, отреагировать на поступок ученика соответствующим образом, интуиция, объективность и беспристрастность.
ü экспрессивные - высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора;
ü педагогический артистизм, который выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога.
ü специальные способности – к пению, рисованию, танцам, спорту. Дети тянутся к людям, мастерам на все руки.
Психофизиологические свойства личности
В эту подструктуру личности педагога включаются свойства, которые зависят от особенностей типа высшей нервной деятельности, темперамента, индивидуальных черт характера, способности к саморегуляции, от своеобразия процессов возбуждения и торможения
Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.
Высокая эмоциональность проявляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, понимании и проявляемом сочувствии к переживаниям воспитанников.
Мимика, пантомимика, умение пользоваться выразительными средствами (речью, жестами) в деятельности педагога должны присутствовать, от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности. Умение пользоваться выразительными средствами во многом зависит от психофизиологических особенностей личности.
Эмоциональная устойчивость. Данное свойство характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности.
Нейротизм (невротизм)- состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.
Динамизм – умение взаимодействовать через внутреннюю энергию, проявляя активность, инициативу, способность быстро переключаться, способность управлять действиями других людей.
Внимание - имеет большое значение. Умение концентрировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу. Важно уметь распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех обучающихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением.
Педагогическая интуиция – быстрое, одномоментное принятие педагогом решения, которое основано не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. (пед. словарь п/р Каджаспирова)
Педагог должен обладать обаянием, т.е. соединять в себе сплав духовности, привлекательности и вкуса (антоним к слову «обаятельный» – отталкивающий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.