сделал для развития человечества ничуть не меньше, чем прославленный мореход и астроном. С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. Коменского называют родоначальником педагогики.
Коменский - современник многих известных личностей истории - Шекспира и Сервантеса, Лопе да Вега, Коперника, Спиноы. Известно, что он близко был знаком с Рембрандтом в последний период своей жизни.
Мировоззрение Коменского сложилось под влиянием культуры Возрождения: «Человек – венец природы, самое лучшее творение Бога».
Коменский родился в Чехии (в Южной Моравии) в семье члена религиозной общины Чешские братья. Образование получил традиционное для того времени: сначала учился в братской школе, потом с 16 лет - латинской школе, которую окончил в возрасте 18 лет.
То, что Коменский так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и методики преподавания в ней. Недаром позднее Коменский называл школьные годы потерянным временем.
В то время, в конце XVI столетия, самыми распространенными учебными заведениями в Европе были церковные школы. Там давали только религиозное воспитание, а основными методами обучения были зубрежка и телесные наказания. Ничего, кроме унижения и разочарования, ученики в таких школах не получали.
Затем учился в Германии в академии и университете.
После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью и на Родине, и в различных странах Европы.
Коменский считается основоположником педагогики. Он попытался привести в систему и обосновать закономерности воспитания и обучения.
Эти основные педагогические идеи были отражены им в сочинении «Великая дидактика», в которой он опирался на педагогический опыт различных стран (опыт работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ), а так же обобщил свой собственный педагогический опыт.
Немного из истории создания «Великой дидактики». Коменский начал работать над этой книгой в возрасте 35 лет (с 1627 года). Первоначально она была написана на чешском языке и называлась просто «Дидактика», этой книге он посвятил 5 лет жизни. Затем он еще в течение последующих 5 лет (с 1633 по 1638 г.) перерабатывал ее, переводя на латинский язык и назвав «Великая дидактика».
В то время термин «дидактика» трактовался шире, чем сейчас. В нее включались не только вопросы обучения, но и воспитания.
Каковы же основные педагогические идеи Я. А. Коменского?
1. Он впервые описал и обосновал основы классно-урочной системы.
Урок как учебный метод применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые в истории человечеств Коменский описал, свел воедино и обосновал все эти педагогические методы, сформулировал принципы учебной работы.
· продолжительность учебного года
· одновременный прием учащихся осенью
· деление учебного года на учебные четверти
· каникулы (свободными были две недели во время христианских праздников — Рождества, Пасхи, Троицы — и месяц во время сбора винограда – прообраз современных каникул)
· классно-урочная система (каждый класс занимался в отдельной комнате с учителем, в каждом классе учились дети одного возраста)
· занимались дети только в классе, на дом им ничего не задавали
· учет знаний учащихся, и т.д.
2. Говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский определяет возрастную периодизацию, выделяет 4 периода - детство, отрочество, юность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.