Ян Амос Коменский (1592-1670) - основоположник педагогики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

сделал для развития человечества ничуть не меньше, чем прославленный мореход и астроном. С его именем связано выделение педагогики  из философии и оформление ее в самостоятельную науку. Коменского  называют родоначальником  педагогики.

Коменский  - современник   многих        известных   личностей истории - Шекспира        и Сервантеса, Лопе да Вега, Коперника, Спиноы. Известно, что  он близко был знаком с Рембрандтом в  последний период своей жизни.

Мировоззрение Коменского сложилось под влиянием культуры Возрождения: «Человек – венец природы, самое лучшее творение Бога».

Коменский родился в Чехии (в Южной Моравии)   в семье члена религиозной общины Чешские братья. Образование получил традиционное для того времени: сначала учился в братской школе, потом  с 16 лет -   латинской школе, которую окончил в возрасте 18 лет.

То, что Коменский  так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и методики преподавания в ней. Недаром позднее Коменский называл школьные годы потерянным временем.

 В то время, в конце XVI столетия, самыми распространенными учебными заведениями в Европе были церковные школы. Там давали только религиозное воспитание, а основными методами обучения были зубрежка и телесные наказания. Ничего, кроме унижения и разочарования, ученики в таких школах не получали.

Затем учился в Германии в  академии и университете.

После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью и на Родине, и в различных странах Европы.

Коменский считается основоположником педагогики. Он  попытался привести в систему и обосновать   закономерности воспитания и обучения.  

Эти  основные педагогические идеи   были  отражены им в сочинении «Великая дидактика», в которой он опирался на   педагогический опыт различных стран (опыт работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ), а так же обобщил свой собственный педагогический опыт.

Немного из истории создания «Великой дидактики». Коменский начал работать над этой книгой в возрасте 35 лет (с 1627  года). Первоначально она была написана на чешском языке и называлась просто «Дидактика», этой книге он посвятил 5 лет жизни. Затем  он еще в течение последующих 5 лет (с 1633  по 1638 г.) перерабатывал ее, переводя  на латинский язык и назвав «Великая дидактика».

В то время термин «дидактика» трактовался шире, чем сейчас. В нее включались не только вопросы  обучения, но и воспитания.

Каковы же основные  педагогические  идеи  Я. А. Коменского?

1.  Он впервые   описал и обосновал  основы классно-урочной системы.

Урок как учебный метод применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые в истории человечеств Коменский описал, свел воедино и обосновал все эти педагогические методы, сформулировал принципы   учебной работы.

·  продолжительность  учебного года    

·  одновременный прием учащихся осенью

·  деление учебного года на учебные четверти

·  каникулы (свободными были две недели во время христианских праздников — Рождества, Пасхи, Троицы — и месяц во время сбора винограда – прообраз современных каникул)

·  классно-урочная система (каждый класс занимался в отдельной комнате с учителем, в каждом классе учились дети одного возраста)

·  занимались дети только в классе, на дом им ничего не задавали

·  учет знаний учащихся, и т.д.

2.  Говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский определяет возрастную периодизацию, выделяет 4 периода - детство, отрочество, юность

Похожие материалы

Информация о работе